Вахта памяти. Поисковики подвели итоги уходящего года

Так у бойцов поисковых отрядов называется окончание полевого сезона по поиску и перезахоронению останков солдат, павших во время Великой Отечественной войны.

   
   

Закрытие «Вахты», разумеется, не означает, что вместе с ней до нового поискового сезона в нафталин будет положена и память о той войне. Просто на подмосковные леса ляжет снег. Земля, которая стала братской могилой для сотен тысяч солдат, участвовавших в обороне столицы, превратится в камень. Хотя, по словам поисковиков, это не всегда плохо. Кое-где - например, в болотах - в мороз копать даже удобнее. А найти в подмосковных лесах можно многое. Недавно, например, наткнулись на сравнительно хорошо сохранившийся советский пикирующий бомбардировщик Пе-2

«Это не грязь»

- После окончания «Вахты памяти» поисковая работа не заканчивается, - говорит Михаил Кононенко, руководитель поискового объединения «Ратник». - В зимний период мы много времени проводим в архивах (особенно в Центральном архиве Министерства обороны в Подольске) в поисках информации о местах ещё неизвестных нам захоронений. В этом году мы в Зубцовском районе работали по боевым донесениям, которые с большой точностью указали на место захоронения 296 красноармейцев. Там сейчас болото, воды по пояс, откачивать её нереально. Вот так, стоя по пояс в воде, мы лопатами поднимали на поверхность кости и черепа.

Несколько лет назад работали в «Долине славы». Это пятачок 2 на 2 километра в Можайском районе, в войну там погибли до 40 тысяч наших солдат. Так вот, работает в залитом водой раскопе пацан лет четырнадцати (самое время, чтобы пойти в поисковики). А тут из Москвы приезжает корреспондент какой-то американской газеты - то ли «Нью-Йорк», то ли «Лос-Анджелес таймс», гламурная такая женщина на высоких каблуках. Не знаю, как она по нашим болотам прошла. И спрашивает его:

- Как же ты можешь в такой грязи ковыряться?

А он отвечает:

- Это не грязь, это моя родная земля!

Несколько лет назад нашли большое захоронение под Яхромой. Вроде бы все останки подняли (74 бойца), собрались уезжать - машина не заводится. Пришлось остаться, а на следующий день мы нашли солдатский медальон с хорошо читаемой фамилией Чесноков. Кто хоть немного знаком с нашей военной историей, знает, что были одно время в Красной армии такие пластиковые капсулы из двух половинок на резьбе. Внутрь полагалось вкладывать записку с фамилией и адресом родственников, только не все солдаты так поступали. Считалось - дурная примета. Так что 1 установленный боец на 74 скелета - это ещё хорошо. За весь прошлый год, например, в Подмосковье перезахоронили примерно 2 тыс. останков, нашли 190 медальонов, из которых смогли прочесть лишь шесть!

   
   

Следы «чёрных дьяволов»

По находкам поисковиков, которые сплошь и рядом бывают жутковатыми, можно изучать историю «весомо, грубо, зримо».

- В этих местах намертво встала советская 16-я армия, отходившая с Можайского рубежа, - рассказывает Валерий Кузьмин, командир поискового отряда «Запад». - Когда началось контрнаступление под Москвой, в прорыв пошла не только знаменитая 1-я Ударная армия - пошёл весь Западный фронт. В нашем районе наступала, например, 331-я стрелковая дивизия генерала Короля и 64-я морская бригада. Потери были огромными: бригаду расформировали из-за того, что моряков в ней практически не осталось. Когда она воевала за деревню Языково в Дмитровском районе, с ней столкнулась дивизия СС «Мёртвая голова». Рассказывают, что эсэсовцы пришли в ужас при виде моряков в чёрных бушлатах, бегущих по снежному полю в отчаянную атаку. Называли их «чёрными дьяволами». Недавно подняли моряка с немецкой пулей, застрявшей в позвоночнике...

Разные находки бывают. Недавно бойца подняли: череп пробит в двух местах, каска тоже пробита насквозь. Зубы в хорошем состоянии - значит, молодой был парень. А ведь кто-то его, наверное, любил, кто-то ждал.

Кажется, генералиссимус Суворов сказал, что война не окончена, пока не похоронен последний солдат. Но при всей общественной важности того, что делают поисковики, с финансовой и юридической точки зрения они - лишь «общественные объединения». Притом такие, которые зачастую имеют дело с трупами, взрывчатыми веществами и оружием. Даром что всему этому уже по 70 лет. Тут очень важна помощь со стороны государства.

- Если бы не наш губернатор, заниматься поисковой деятельностью в Подмосковье было бы очень трудно, - говорит Владимир Ивлев, руководитель военно-патриотического центра «Застава». - В Московской области работает 81 поисковый отряд. В каждом по 15-20 человек, всего же в Подмосковье поисковой деятельностью занимаются примерно полторы тысячи человек. Каждый год они получают от областного правительства аккредитацию, которая даёт право на ведение этой работы. Финансово (деньги в основном идут на питание, реже - на транспорт), обмундированием, оборудованием нам помогают областной комитет по физической культуре и местная администрация.

Последний бой

- За последние 10 лет поисковиками было найдено и перезахоронено с воинскими почестями более 20 тыс. советских воинов, погибших за Родину, - сказал на церемонии закрытия «Вахты памяти» Борис Громов, губернатор Московской области. - Спросите любого солдата, прошедшего войну (а Великую Отечественную войну тем более), что для него самое главное. Помимо победы для него очень важно, чтобы он остался живым. Для него очень важно, чтобы он не был неизвестным, если он вдруг, не дай бог, погибнет. Вот эта ваша работа как раз и направлена на то, чтобы не было неизвестных солдат той Великой войны. Огромное спасибо вам, бойцы и командиры поисковых отрядов, за то святое дело, которое вы делаете с чистым сердцем и чистой душой!

Одним из реальных результатов этого святого дела в 2011 году стало раскрытие для потомков одного эпизода битвы за Москву. По данным архивных поисков и раскопок, 20 ноября 1941 г. у села Новопетровское стоял зенитный расчёт из 4 человек. Они защищали московское небо от вражеских бомбардировщиков, а себя уберечь не смогли. Когда в тыл им вышла внезапно прорвавшаяся группа немецких танков, они опустили ствол своей пушки на нулевой угол возвышения и дали немцам бой. Все погибли, их останки были найдены только этим летом. Фамилий, к сожалению, установить не удалось.

- Нет больше той любви, кто жизнь свою положит за други своя, - сказал на церемонии перезахоронения героев священник Александр Сербский, председатель епархиального отдела по делам молодёжи Московской епархии Русской православной церкви. - Отрадно, что есть в наше непростое время неравнодушные молодые люди, которые возвращают из небытия имена тех, кому обязаны жизнью.

Смотрите также: