Любовь как знак протеста. Почему в России многие любят Сталина?

Михаил Веллер, писатель:

   
   

- Во-первых, необходимо понимать, в чём заключается призвание лидера. Лидер - это персонификация воли масс. Прежде всего он должен удовлетворять одной потребности - потребности масс в объединении для совершения единых великих действий во имя величия своего народа и своей державы. И если лидер такой, то его образование, моральные качества, интеллектуальный уровень не имеют значения, потому что он смог дать народу главное - единство и величие. Следует заметить, что Иосиф Виссарионович Сталин был как раз одним из таких лидеров.

Миф, а не человек

Давно понятно, что история - это всегда миф (не только у русского, но у любого народа на земле). На этом мифологическом поле у каждой фигуры своё амплуа. Поэтому до реального Сталина нет никакого дела ни его сегодняшним поклонникам, ни его фанатичным противникам. Сталин, существующий в сознании народа, - это, разумеется, не реальный Иосиф Виссарионович Джугашвили: невысокого роста, сухорукий, рябой от перенесённой оспы, говорящий по-русски с сильным акцентом грузин. Но именно великий и мудрый вождь, строгий и неусыпный, справедливый и вникающий во все мелочи, поднявший страну от сохи до империи, проведший коллективизацию, индустриализацию, создавший атомную бомбу и превративший СССР в супердержаву. Народом вымечтан вождь, бескорыстный и неподкупный, он строго карает нерадивых и осчастливливает равенством всех простых и работящих. И блата при нём не было! И коррупции не было! Платного обучения не было! Растащивших народное добро миллиардеров не было! Именно такого Сталина массы знают и любят.

Народ, который не в силах самостоятельно пробить тот бетонный слой «прихватизаторов государства», который давно закрыл ему солнечный свет, делегирует эту функцию «хорошему и сильному парню наверху». Поверить ему свои чаяния и дать ему полномочия свернуть шею гадам, навести порядок в стране и дать народу дышать. Им в образе Сталина видится тот лидер, который закручивает гайки, чтобы богачи не сосали соки из народа и чтобы ни один жадный негодяй не мешал строительству справедливого народного государства. С таким мифом бороться бессмысленно и невозможно, потому что никакая биография Сталина, самая справедливая, честная и чёрная, не отменит ни судьбы России в ХХ веке, ни потребности масс в самоидентификации как великого народа.

«Пошла вон!»

Что означает для нас десталинизация практически и политически? Политически она означает: уничтожить в народном массовом сознании фигуру Сталина как персонификацию великого, равноправного для всех Советского Союза. То есть уничтожить идею о социалистическом (а под этим словом большинство населения по-прежнему понимает «справедливое») обществе как таковом. Уничтожить представление о том, что Россия может быть огромной, могучей и великой. Потому что эти представления в корне противоречат сегодняшней российской компрадорской (ориентированной на западную жизнь, западные ценности, своё будущее на Западе в ущерб собственному народу) буржуазии, для которой Россия - это зона свободной охоты, и добро отсюда выкачивается навынос. Сталин при всех ужасах его режима этот класс искоренил бы, как это было сделано в 1918 году. Так что для них исчезновение Сталина - одна из гарантий собственного существования, процветания, безопасности.

Практически же десталинизация долженствует означать, что у нас в государстве всё будет демократически, справедливо и законно. То есть нынешние несчастья, беды и бесправие хотят перевести на Сталина, как стрелку часов, объяснив, что или будет так, как сейчас, или вас всех сошлют на Колыму и будут расстреливать по дороге. Это довольно подлый ход. Таким образом, десталинизация сегодня есть уничтожение народной потребности в единстве, едином государстве и сильном лидере, традиционно нужном для России.

А вот что нынешней власти действительно стоило бы сделать, так это попытаться понять, каков подтекст этой народной любви к Сталину, какие сигналы народ таким образом посылает ей. Ведь народ говорит власти: «Во-первых, пошла вон. Достаточно наворовалась. Во-вторых, думать надо о стране, а не о себе. Это вы должны служить нам, а не мы должны быть обкрадываемы вами». Разумеется, такие послания не могут обрадовать адресата, и власть, понимая это, конечно же, не может разделить народную точку зрения.

   
   

А вот Сталин-то как раз народную психологию знал прекрасно. Он всю жизнь изучал и Макиавелли, и биографию Ивана Грозного, и «Психологию масс» Лебона, и ещё несколько тысяч книг из личной библиотеки остались с его карандашными пометками. Сталин прекрасно знал, что массы не интересуются правдой, что истина для масс - это то, что повторяется (с трибуны съезда ли, со страниц газет, по радио или с экрана телевизора) десять тысяч раз. Что массы прощают правителю абсолютно всё, кроме слабости и неправоты. Правитель всегда прав и правитель всегда силён. Сталин прекрасно знал, что велик только тот, кто доказывает своё величие победой на каждом шагу, на каждом этапе любым доступным ему способом. И что победа - это не то, что достигнуто на самом деле, а то, что описано, изображено и вдолблено в головы. Он понимал виртуальную сущность победы и виртуальную сущность величия. Но поскольку он был умнее и сильнее многих нынешних политиков не только в своих пороках и злодействах, но и в своих истинных лидерских качествах, то нынешним остаётся только его ненавидеть, ему завидовать и пытаться соскоблить его портрет из пантеона истории, хотя сделать это у них всё равно не получится.

Ян Рачинский: Не надо любить людоедов

 Миф о «потребности масс в объединении для совершения единых великих действий во имя величия своего народа и своей державы» сходит со сцены Читайте далее