Шеф, в Кремль! Истории из жизни Гаража особого назначения

   
   

Но необычные истории гаража, его машин и, естественно, их непростых пассажиров собрали авторы выходящей ограниченным тиражом уникальной книги «Гараж особого назначения. Автомобили и политики». Ещё интереснее, что несколько десятков таких авто, вплоть до современного президентского лимузина, Федеральная служба охраны разрешит даже потрогать. Хоть и под присмотром. У ФСО будет свой зал в рамках выставки раритетных машин «Олдтаймер Галерея». Она откроется к выходным в московском «Крокус Экспо».

Ввиду особых соображений

Днём рождения в Гараже особого назначения считают 1 января 1921 г. Накануне, 31 декабря 1920 г., Совнарком распорядился «ввиду особых соображений» выделить 5 машин, обслуживающих семью Ленина (французские «Тюрка-Мери», «Рено» и британский «Роллс-Ройс»), из автобазы Совнаркома в «особый гараж». Его главой стал личный шофёр Ильича Степан Гиль. В распоряжении большевиков были автомобили из собственного гаража Его Императорского Величества Николая II и машины, которые после Февральской революции 1917 г. начали конфисковывать у богатых граждан бывшей империи ещё по распоряжению Временного правительства. Автомобили часто ломались, а покрышки, и так имевшие небольшой ресурс, от езды по плохим московским дорогам истирались и лопались.

В архивах ГОНа есть забавный документ: во время поездки в Архангельское застрявший в снегу автомобиль особого гаража выручили крестьяне. За помощь им пришлось заплатить пять рублей. Между тем, в мемуарах С. Гиль писал, что Ленин был очень требователен к пунктуальности, но, когда авто останавливалось в пути из-за прокола камеры или какой-либо порчи в моторе, «Владимир Ильич выходил из машины и говорил: «Давайте помогу». Кстати, дважды ленинские машины... угоняли. В Питере в 1918 г. «Тюрка-Мери» увели прямо от главного подъезда в Смольном. Как выяснилось, ворами были сотрудники пожарной охраны Смольного, они хотели перепродать машину в Финляндии. В Москве бандиты, вытащив на снег водителя, охранника, самого Ленина, в котором не признали вождя мирового пролетариата, и его сестру, отобрали машину. Авто быстро нашли и на этот раз, а бандитов поймали и расстреляли.

В конце 30-х - начале 40-х гг. сталинским лимузином был «Паккард». Сопровождающая вождя охрана ездила на «Фордах». Забавно, что «Кадиллак» тогда называли «Кадилляком». В гараже в то время было много американских и европейских машин. Во время войны бойцов начали учить стрельбе на ходу, на самих машинах закрашивали хромированные детали, чтобы не привлекать внимания авиации противника, а зимой некоторые перекрашивали в белый цвет. В 1942 г. после информации о возможном применении немцами химического оружия в некоторых машинах появились комплекты химзащиты.

Бронированный «Мерс» Гитлера

Нападения, стрельба по машинам охраняемых лиц случались и до Сталина, и при Сталине. Так, 6 ноября 1942 г. террорист-одиночка прямо на Красной площади обстрелял машину члена Государственного комитета обороны Анастаса Микояна. В 1944 г. в руки Смерша попала немецкая диверсионная группа, десантированная под Смоленском. Задачей было покушение на лидеров Советского государства. В арсенале группы были пистолеты с отравленными пулями и портативный гранатомёт «Панцеркнаке» с бронебойно-зажигательными снарядами для стрельбы по правительственным машинам. Становилось понятно, что для особо охраняемых персон нужен бронированный автомобиль.

В середине 1945 г. на Заводе им. Сталина (ЗИС, сегодня - Московский завод им. Лихачёва, ЗИЛ) закончилась разработка первой советской представительской машины - ЗИС-110. Вскоре была выпущена первая партия - около полусотни автомобилей, некоторые были впервые оборудованы рациями для связи во время движения. Первой бронированной машиной стал ЗИС-115. На него поставили двигатель в 162 лошадиные силы, при весе почти 5 тонн он мог развивать скорость около 100 км/ч. Контрольный расход топлива составлял 27,5 л на 100 км. Известно, например, что одна из машин попала в Кабульский исторический музей. В России такая машина есть в Музее техники Вадима Задорожного. Она, кстати, будет представлена на нынешней выставке. Когда для ремонта с этого ЗИСа снимали внутреннюю обшивку, на некоторых бронелистах толщиной 6,3 мм были видны следы стендовых испытаний - небольшие углубления от пуль. Но о том, что машина бронированная, можно узнать, только приглядевшись: толщина боковых окон - 75,5 мм, причём они опускаются. Правда, поднять многокилограммовое стекло назад можно только с помощью специального гидравлического домкрата, которым оборудованы двери.

   
   

Небезынтересный факт: 8 июня 1946 г. министр государственной безопасности СССР Виктор Абакумов доложил Иосифу Сталину, что в главном управлении Смерша есть трофейная машина - бронированный «Мерседес», подаренный Гитлером своему союзнику румынскому диктатору Антонеску. Абакумов предложил использовать машину в кремлёвском гараже. Сталин ответом министра не удостоил. Известно, что в ГОНе автомобилей, принадлежавших руководителям фашистской Германии или их союзникам, так и не появилось.

Тем временем с 1946 г. в Гараж особого назначения начали приходить не только ЗИСы, но и «Победа» (ГАЗ-20). Однако основной парк машин, половину которых по-прежнему составляли «иномарки», был сильно изношен.

В апреле 1954 г. советские автомобили ЗИС-110 впервые оказались на Западе. В Женеве тогда проходило совещание представителей великих держав, делегацию от нашей страны возглавил министр иностранных дел В. Молотов. Машины, судя по воспоминаниям участников тех событий, у простой публики вызвали громадный интерес. В Москву докладывали: «Наши автомашины в Женеве привлекали большое внимание. Толпы народа собирались у «Метрополя», гладили их руками, тыкали пальцами, чем вызывали возмущение наших водителей...»

Во второй половине 50-х гг. в Гараж особого назначения начали поступать первые ГАЗ-21 «Волга» и ещё более роскошные лимузины в открытом и закрытом исполнении - ГАЗ-13 «Чайка» и ЗИЛ-111. В последнем передние сиденья были отделены от салона перегородкой на электрическом приводе, в салоне были дополнительные раскладные сиденья. При мощности двигателя в 300 л. с. машина развивала скорость 190 км/час. Для встречи почётных гостей использовались ЗИЛ-110Б и ЗИЛ-111В с открытым верхом.

Генсекам и таксистам

В августе 1959 г. на заседании Президиума ЦК КПСС приняли решение: «…разрешить Комитету государственной безопасности при СМ СССР приобрести два автомобиля ЗИЛ-111 и 28 автомобилей «Чайка» для обслуживания членов Президиума ЦК КПСС и кандидатов в члены Президиума, а также зарубежных гостей…» Но ещё интереснее другая часть бумаги: «все организации, получающие автомобили ЗИЛ-111 и «Чайка», обязаны сдавать соответствующее количество автомобилей ЗИЛ-110 для использования в народном хозяйстве в качестве маршрутных такси, санитарных машин и других аналогичных целей».

Между тем в 1959 г. должно было состояться знаменательное событие - визит Генерального секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва в США, а позже - ответный визит президента Дуайта Эйзенхауэра в СССР. Предполагалось, что автомобили будет предоставлять принимающая сторона. КГБ попросил у ЦК выделить в распоряжение особого гаража два новых ЗИЛ-111. Визит советского лидера в США прошёл в сентябре 1959 г. А вот ответный визит Эйзенхауэра не состоялся из-за инцидента со сбитым над СССР американским самолётом-разведчиком У-2.

Зато в 1961 г. именно на ЗИЛ-111 водители Гаража особого назначения встретили первого космонавта планеты Юрия Гагарина в аэропорту «Внуково» и доставили его в сопровождении Почётного эскорта в Московский Кремль. Позже Гагарину для поездок по городам предоставляли в том числе открытый ЗИС-110.

В 1964 г. главный пост в стране занял Леонид Брежнев, известный своей страстью к машинам. Хороший автомобиль стал привычным подарком в адрес советского лидера от глав других государств. Тем временем в 1967 г. в гараж поступили первые представительские автомобили высшего класса ЗИЛ-114. В них устанавливался кондиционер.

Именно ЗИЛ (модификация 111Г), впервые со времён перестрелки на Красной площади, в 1969 г. попал под пули, причём уже в самом Кремле, возле Боровицких ворот. Пули предназначались Брежневу, но одетый в милицейскую форму Виктор Ильин не знал, что автомобиля Брежнева в колонне нет, и с двух рук из пистолетов расстрелял машину с космонавтами, которых и встречали в тот день. Один водитель ГОНа погиб, ещё один - мотоциклист кортежа - был ранен, больше никто, по счастливой случайности, не пострадал. Мода на открытые лимузины, чрезвычайно востребованные в 50-60-х гг., начала сходить на нет после убийства в такой машине американского президента Дж. Кеннеди. После стрельбы в Кремле перед инженерами ЗИЛа поставили задачу - сделать новый бронированный автомобиль высшего класса защиты.

«Чайка» летела слишком быстро

В 70-80-е гг. в ГОН начали приходить автомобили ЗИЛ-115, ЗИЛ-117, ГАЗ-14 «Чайка». На «Чайке» 4 октября 1980 г. в последнюю для себя поездку отправился 1-й секретарь ЦК Компартии Белоруссии Пётр Машеров. В кортеже было две машины ГАИ, но на 38-м километре трассы Минск - Москва около райцентра Смолевичи это не спасло от ката-

строфы. Навстречу кортежу двигались грузовики МАЗ и ГАЗ. Расследованием занималось, естественно, КГБ. Выяснилось, что нарушений действующих инструкций не было, но скорость кортежа оказалась слишком велика для этого участка: водитель ГАЗа, который вёз картошку, не успел сориентироваться. Все, кто находился в «Чайке» - Пётр Машеров, его пожилой водитель из гаража ЦК Компартии Белоруссии и охрана, - погибли. По итогам этой катастрофы председатель КГБ Юрий Андропов предложил ЦК КПСС изменить правила передвижения охраняемых лиц - провести реконструкцию основных трасс, ограничить скорость спецмашин в городах до 90 км/ч, а на шоссейных дорогах - до 110 км/ч. Предложение приняли. Учитывая опыт, для водителей ГОНа разработали курсы по обучению специальному вождению - в экстремальных условиях, на заснеженной или мокрой дороге, с использованием нестандартных технических приёмов управления автомобилем. Начальник ГОНа - в то время Борис Клён - поставил задачу: «Автомобиль Гаража особого назначения не должен быть участником ДТП». Эти слова стали правилом ГОНа,которое действует и сейчас.

Одна из дополнительных сложностей в вождении особых автомобилей - их вес. В середине 80-х завод им. Лихачёва выпустил машину высшего класса бронирования. Кузов ЗИЛ-41052 впервые в истории легкового автомобилестроения представлял собой цельную бронекапсулу из спецстали толщиной 9 мм. В любой части машины корпус и стёкла выдерживали попадание пули из «Калашникова» и карабина. В обычно самых уязвимых местах машины - на крыше и под бензобаком - на специальном полигоне взрывали даже ручные гранаты. Броня выдержала. Машина до сих пор используется для обслуживания охраняемых лиц, поэтому её точные технические характеристики не разглашаются. Но известно, что весит она около 5 тонн и развивает скорость 190 км/ч. По нынешним временам - немного. В 1994 г., как обычно, «на самом верху» приняли решение сделать основной представительской машиной бронированный лимузин «Мерседес». Последний бронированный ЗИЛ был выпущен в 2003 г.

За помощь в подготовке материала редакция благодарит Сергея Девятова, доктора исторических наук, официального представителя ФСО РФ.  Фото предоставлены ЦСПО ФСО России

Смотрите также: