Клим Ворошилов - маршал, которому было опасно доверять даже полк

И. Бродский. Портрет Климента Ворошилова в кабинете, 1929 г. © / Public Domain

Луганский слесарь

Климент Ефремович родился в селе Верхнее (ныне г. Лисичанск) на Украине 4 февраля 1881 г. С 1903 г. работал в Луганске на паровозном заводе, где вступил в РСДРП. Вскоре он стал профессиональным революционером: занимался контрабандой оружия, делал бомбы, сидел по тюрьмам, отбывал ссылки. Стремительный карьерный взлёт «луганского слесаря», как называли Ворошилова высоколобые интеллектуалы из большевистской верхушки, начался после Гражданской войны. Главным его достижением за это время было не командование армией и даже фронтом (некоторые красные командиры утверждали, что Ворошилову и полк было опасно доверять), а участие в обороне Царицына от войск генерала Краснова. Обороной руководил Сталин.    
   

- В Ворошилове он ценил личную преданность, - говорит историк, писатель Рой Медведев. - Сталин прощал Ворошилову такие ошибки, которые любому другому стоили бы жизни. Возглавляя Вооружённые силы с 1925 по 1940 г., он так и не смог подготовить их к войне с Финляндией. В начале Великой Отечественной Ворошилова назначили главнокомандующим Северо-Западным направлением. Дело закончилось блокадой Ленинграда. Про Ворошилова все в сталинском окружении знали: этот человек может запросто провалить любое порученное ему дело. Тем не менее он пошёл на повышение - стал зампредом Совнаркома, то есть вице-премьером правительства! Причина в том, что диктаторы нуждаются не только в толковых исполнителях - таких как Каганович, Микоян, Устинов или Косыгин, которые могут делать дело. Им нужны и декоративные фигуры, которые своим ничтожеством оттеняли бы величественную фигуру вождя.

Ворошилов всегда был готов поддержать любую инициативу Сталина. Сталин и Ворошилов, 1935 г. Фото: Public Domain

Ничего личного

К тому же Ворошилов всегда был готов поддержать любую инициативу Сталина. В 1937 г. он добросовестно визировал все расстрельные списки, в том числе и тех людей, которых давно знал, с которыми дружил семьями. Возможно, как Калинин, он даже плакал, провожая на расстрел своих сотрудников, но никогда ничего не предпринимал и ни за кого не просил своего патрона. Впрочем, и людоедом Ворошилов не был. После Финской войны, когда стало возможным выпустить и реабилитировать кого-то из ранее посаженных генералов, он составил список, в который вошёл, например, будущий «маршал Победы» Константин Рокоссовский. Зла к «бывшим врагам народа» Ворошилов не испытывал - ничего личного.

При этом он был популярен в народе. Про него (причём явно по велению сердца, а не потому, что партия приказала) слагали и пели песни. Как официальные типа «Слушай песню боевую, в ночь гляди сквозь мрак и дым, береги страну родную, как луганский слесарь Клим», так и народные: «Товарищ Ворошилов, война уж на носу, а конница Будённого пошла на колбасу».

Поразительно, но и после смерти Сталина Ворошилов оставался фигурой, устраивающей многих. С 1953 по 1960 г. он был Председателем Президиума Верховного Совета СССР, формально - главой государства. Ворошилов никогда не состоял там, где не надо, и не участвовал в том, в чём не следовало. За всю жизнь совершил только одну аппаратную ошибку - примкнул к «антипартийной группе», попытавшейся в 1957 г. сместить Хрущёва. Впрочем, времена тогда стояли уже более или менее вегетарианские. Ворошилов первым покаялся - мол, бес попутал - и даже должности не лишился.

Когда под конец жизни его упрекали в конформизме, он отвечал, что не собирается на старости лет ни с кем ссориться, ибо хочет быть похороненным на Красной площади. Так в декабре 1969-го и произошло.

КСТАТИ

В 1980 г. в Ворошиловграде (ныне снова Луганск) решили организовать музей маршала. Экспонатов не было. Обратились к приёмному сыну Ворошилова - Петру Климентьевичу. Тот пригласил директора музея на подмосковную дачу. Там в пустом бассейне при бане были свалены подарки со всего мира, которые в разные годы дарили Клименту Ефремовичу. Пагода из горного хрусталя - от Джавахарлала Неру, слоновий бивень с инкрустацией - от Хо Ши Мина, блюдо из тончайших золотых нитей - от Мао Цзэдуна, портсигар - от маршала Тито, бухарские халаты, серебряные сервизы, ковры, картины, лошадиные сёдла и стремена… Кроме того, на даче хранились личные вещи Ворошилова, начиная от его носков и заканчивая маршальскими мундирами. «Выбирай. А хочешь - забирай всё», - сказал хозяин. Так эти богатства перекочевали на Украину. Кто знал, что через 10 лет она станет независимой?