Как зарубежные специалисты, с которыми советская власть заключила договор, неожиданно уехали. И как в 1948 г. поиски попытались продолжить чекисты, но вновь потерпели фиаско.
Туристка из ФРГ
Эту историю давно «раскручивает» краевед из Казани Равиль Ибрагимов: «Впервые о кладе я услышал в конце 70-х гг., будучи студентом Казанского государственного института культуры. Преподаватель на лекции по праву обмолвился, что в 1918 г., когда соратник Колчака подполковник Каппель эвакуировал из Казани часть золотого запаса империи, произошло хищение драгоценностей. Отряд белогвардейцев похитил более 6 т золота и устроил схрон в лесу под Казанью. Клад искали в 1929 г., потом в 1948 г. и, наконец, в 1963 г. В последних поисках как раз и участвовал наш лектор, тогда он был молодым оперативником. Впрочем, золото отыскать не удалось. История меня зацепила. После института я работал в архиве Академии наук Татарстана, изучил всю местную печать периода 1918 г. Собирал информацию по зёрнышку. А потом меня подстерегла удача. Я жил в Казани недалеко от речного порта, где останавливаются пароходы, в том числе с иностранцами. Это было в начале 80-х гг. Я указал дорогу туристке из ФРГ. Выяснилось, что она русская - во время войны её маленькой девочкой угнали с Украины на работы в Третий рейх.
Разговорились. Ирина попросила помочь найти могилу её отца, репрессированного в 1938 г. Я порылся в архивах, написал ряд запросов и могилу нашёл. Ирина была мне очень благодарна и при встрече сказала: «Вижу, вы собираете материалы, связанные с Колчаком. Я сделаю вам подарок, свяжу с человеком, который воевал в его армии. Он живёт в Америке». Так я стал переписываться с Евгением Александровичем Леонтьевым, который родился в 1901 г. в Омске и был поручиком в армии Колчака. В 1997 г. Леонтьев пригласил меня к себе в гости в Сан-Франциско. Я жил у него более 12 дней. В свои 96 лет Леонтьев сам водил машину, сохранил отличную память. В эмиграции он успел пожить в Сербии и Аргентине, но обосновался в Америке, работал инженером. Он интересовался всем, что касалось темы Гражданской войны в России. И конечно, мы говорили о колчаковском золоте. Я обмолвился, что, мол, под Казанью искали клад. И Леонтьев преподнёс мне сюрприз: «А знаете, что в 1929 г. между французским банком и представителем Госбанка СССР был заключён секретный договор?» Он достал копию договора, документ был на французском. Ещё достал заметку из французской газеты тех лет. Французская сторона допустила утечку в печать, это стало сенсацией - как же, французский и английский специалисты едут искать клад в логово большевиков. Он дал мне скопировать этот документ на 6 страницах, которые я уже дома перевёл с помощью профессионала.
Есть шанс
Зарубежные кладоискатели все свои поездки за город фиксировали в протоколах, - продолжает Ибрагимов. - Благодаря счастливому стечению обстоятельств я раздобыл эти бумаги, они свидетельствуют, что в 1929 г. иностранцы нащупали место схрона. После 6-го протокола поисков двое из четырёх срочно уехали за границу для дальнейших консультаций. Когда они вернулись, большевики потребовали в течение 120 часов указать место схрона. Но иностранцы решили не выкладывать секретов, договор расторгли, и кладоискатели покинули Казань.
В 1948 г. чекисты уже своими силами попытались возобновить поиски, но тщетно. Почему же в 1963 г. они предприняли новую попытку? Оказалось, существует секретное дело, посвящённое событиям 1929 г. Видимо, дело надо было либо закрывать, либо что-то предпринимать. Вот и предприняли. Но в 1963 г. поиски опять кончились неудачей. Я обращался в соответствующие органы с запросом об этом деле, но получил ответ, что на документах по-прежнему стоит гриф «секретно», то есть простым смертным доступа к ним нет. Думаю, если соединить данные моих поисков и данные дела, то шансы найти клад, который сегодня оценивается в несколько сот миллионов долларов, резко возрастут. Тем более что сегодня появилась масса технических приспособлений для поиска. Предполагаемая их площадь равняется нескольким деревням, или 8-10 футбольным полям. Названия деревень, где иностранцы проводили поиски, в протоколах указаны. К слову, когда я пришёл в отдел картографии Госмузея в Казани и заказал карту города и окрестностей от 1920 г., то заметил, что область, где предположительно зарыт клад, кем-то расчерчена карандашом на квадраты. Ещё одно доказательство - клад искали. И если бы золото обнаружили, то дело бы, скорее всего, рассекретили. Но это не так. Значит, клад ждёт своего часа».
P.S. На сайте «АиФ» впервые будет опубликован тот самый секретный договор от 1929 г. между французским банком и представителем Госбанка СССР.
Читайте по теме:
Секретный договор с французским банком
Золото Колчака ждёт, когда его обнаружат под Казанью
Золото Колчака спрятано в России у всех под носом?