Память Порт-Артура. «АиФ» посетил уникальный зарубежный мемориал

   
   

И именно здесь высадился первый советский военный десант в 1945-м, после чего началось освобождение Китая от японских захватчиков», - говорит Ольга Чужикова, реставратор.

Она ведёт меня среди рядов чистых, ухоженных могил, где кресты соседствуют с красными пятиконечными звёздами. «Они все наши - и те, кого убили при обороне Порт-Артура, и погибшие уже в советское время», - рассказывает Ольга. В минувшее воскресенье, 26 сентября, этот мемориал посетил Президент России Дмитрий Медведев. Чуть ранее на нём побывал и корреспондент «АиФ». Уникальность кладбища в том, что здесь из всех зарубежных мемориалов находится самое большое количество памятников, имеющих отношение к нашей стране.

Погост трёх войн

Русский погост появился в Порт-Артуре (ныне китайский город Люйшунь) ещё на рубеже ХIХ-ХХ веков. Он возник как гражданское православное кладбище, когда небольшое в то время поселение стали активно осваивать наши соотечественники. Затем здесь хоронили павших при героической обороне крепости в ходе Русско-японской войны. Сначала это делали наши, позже - японцы. Правительство Страны восходящего солнца приняло решение увековечить память погибших русских солдат, создав на базе кладбища мемориал. Останки бойцов извлекли из временных могил и перенесли на территорию погоста. Последнее пристанище здесь нашли более 15 тыс. человек. Японцы построили внушительный памятник в виде часовни с надписью: «Здесь покоятся останки доблестных русских воинов».

На этом история мемориала не закончилась. «Советских солдат, погибших при освобождении Китая в 1945 году, хоронили тоже здесь. Собственно, Вторая мировая война и завершилась в Порт-Артуре, - рассказывает Александр Коваль, член Общества российско-китайской дружбы. - Затем в эту же землю легли участники корейской войны 1950-1953 гг., которая засекречена и считается «войной, которой не было». Над их могилами сохранились фигурки самолётов и памятник с надписью: «Вечная слава бесстрашным сталинским соколам!». Сейчас установлено точное число погребённых в Порт-Артуре - это 17 186 человек. Имена 2107 из них сегодня уже известны. Однако большинство лежит в безымянных захоронениях. Таких могил - 455. Где-то здесь покоятся и два сына полка - подростки 15-16 лет, погибшие при освобождении Маньчжурии от японцев».

Советская военная база в Порт-Артуре существовала до 1955 года. Когда её не стало, кладбище пришло в упадок - ухаживать за ним стало некому. Могилы заросли бурьяном, надгробия потрескались, кресты и ограды поржавели. Этому способствовали и «китайские товарищи»: если за советской частью погоста они худо-бедно присматривали, то мемориал, посвящённый Русско-японской войне, их совершенно не интересовал.

«Дед, мы тебя помним»

«Меня поразили руины, в которые превратилось кладбище, - вспоминает Андрей Скоч, депутат Госдумы, руководитель гуманитарного фонда «Поколение», взявшегося за восстановление мемориала. - Могил как таковых не было, от мозаичной иконы Николая Чудотворца на центральном поклонном кресте остались только латунная рамка, часть золотого фона и фрагмент нимба».

Фонд «Поколение» организовал обследование захоронений, чтобы установить количество и имена погребённых. Эту работу провёл Александр Коваль, чей дед участвовал в Русско-японской войне. Он составил «Книгу памяти», которая сейчас готовится к публикации. А потом пришёл черёд реставраторов.

   
   

«Переговоры с китайской стороной о восстановлении кладбища шли сложно, - делится воспоминаниями Ольга Чужикова, гендиректор предприятия, проведшего реставрационные работы. - Они предлагали всё снести и построить новый мемориал. Но кладбище нельзя ломать. Для нас было принципиальным сохранить надгробия в том виде, в каком они ставились. Например, солдаты хоронили своего друга и царапали на кресте фамилию гвоздём - так мы всё и оставляли. Реставрацию мемориала провели в авральные сроки, за три месяца».

Пока мы беседуем, по территории ходят группы российских туристов. Останавливаются у надгробий. «Теперь китайские турфирмы организовывают сюда поездки. А есть люди, которые приезжают специально, чтобы отыскать захоронения своих предков, - говорит Ольга. - Представьте, мы утром приходим на кладбище и обнаруживаем на могиле табличку из нержавейки: «Дед, мы тебя помним». На детских могилках, а их здесь немало, появляются иконки, нательные крестики. Ещё вчера их не было, а сегодня есть. Удивительно!»

Чужикова подводит меня к надгробию с надписью «Гвардии майор Константин Васильевич Прошёнкин, 1914-1946»: «Вот, приезжала его внучка, привезла фотографию, попросила вставить в рамку. Ну гляньте, какой красавец!»

С чёрно-белого фото на нас смотрит улыбающийся молодой человек. Майор Константин Прошёнкин обрёл память  своих потомков. Очереди ждут ещё тысячи защитников Порт-Артура.

Как это было

Харакири для Ноги

Оборона Порт-Артура - особая страница в военной истории России. В начале ХХ века это поселение, арендованное на 25 лет у Китая, стало главной базой русского военного флота на Тихом океане.

Его незамерзающая гавань давала стратегическое преимущество в предстоящей войне с Японией: в 1904 году здесь базировалась боевая эскадра, состоящая из броненосцев, крейсеров и эсминцев. Уничтожение этого соединения военно-морских сил было главной целью японской армии на первом этапе войны. Осада Порт-Артура началась 30 июля 1904 года и закончилась 5 января 1905-го. Несмотря на то что неприятель в пять раз превосходил по численности русский гарнизон, японцы за время осады потеряли 110 тыс. человек, из них 10 тыс. - офицеров. Потери нашей армии составили 27 тыс. человек. Любопытная деталь: именно при обороне Порт-Артура появился новый вид вооружения - миномёт. Его разработали и применили мичман Власьев и капитан Гобято, взяв за основу 47-миллиметровые морские орудия.

Битва за Порт-Артур стала ключевым событием Русско-японской войны. В ходе её была перемолота колоссальная армия противника, но самое важное - защита этого города дала возможность сосредоточить в Маньчжурии главные силы русской армии и организовать оборону. Генерал Марэсукэ Ноги, командующий японской армией при осаде Порт-Артура, писал: «Единственное чувство, которое я теперь испытываю, - это стыд и страдание, что мне пришлось потратить так много человеческих жизней, боевых припасов и времени». Ноги, сам потерявший в ходе войны двоих сыновей, просил у императора Мэйдзи разрешения совершить харакири, но тот запретил ему делать это. Однако после смерти императора генерал исполнил своё намерение вместе с женой. Это стало символом верности самурайским традициям.

Смотрите также: