Имена погибших в боях за Москву солдат возвращают из забвения

   
   

«На этих рубежах в октябре 1941-го наши бились при наступлении врага на Волоколамск, а в декабре - при отступлении, - рассказывает Александр Флегонтов, глава сельского поселения Кашинское. -Отец рассказывал, что поля были устланы замёрзшими трупами. Лишь весной 42-го местные жители собрали тела в поле, а потом захоронили в вычищенных силосных ямах или воронках от взрывов…»

Вечная слава

«Вечная слава воинам 1077-го стрелкового полка Панфиловской дивизии и 17-й курсантской стрелковой бригады, погибшим в боях в октябре - декабре 1941 г.» - высечено на обелиске почти с нуля восстановленного воинского захоронения у Владычино.

В октябре 41-го, когда генерал-лейтенант Константин Рокоссовский собирал армию для защиты этих рубежей, в ней оказалась и Панфиловская дивизия. 1077-й стрелковый полк стоял на правом фланге первой линии обороны - участок длиной в 12 км начинался от излучины Ламы. Две тысячи человек против десяти тысяч гитлеровцев… Первый удар пришёлся по 1073-му полку - левому флангу, но потом фашисты сменили направление и огонь встретил 1077-й полк. Он держался до последнего, пока фланги не прорвали. Пришлось отступить на вторую линию обороны…

А в декабре здесь уже бились моряки. 17-я курсантская стрелковая бригада входила в состав 64-й бригады морских пехотинцев. Наши прорывались к Лудиной горе. Жесточайшие бои у соседней деревни Михайловское шли 5 дней, у Владычино - 3 дня. Фашисты заминировали поля, а наши сапёры пробивали в них бреши, чтобы могли пройти танки генерал-майора Катукова, а за ними - и пехота. После сражений в 20-х числах декабря от 17-й курсантской стрелковой бригады не осталось практически никого, и она была расформирована.

Братскую могилу у деревни Владычино поисковики нашли в 1987 году. Выяснили, что у колхозников до войны здесь были скотные дворы, а осенью 41-го неподалёку был развёрнут ещё и полевой госпиталь. Имена погибших по крохам собрали в Центральном архиве в Подольске и из «Книги памяти», в которую ещё с советских времён заносили имена погибших и пропавших без вести во Вторую мировую.

В конце восьмидесятых на полях находился госплемзавод «Холмогорка» - он и соорудил первый курган над могилой, установил памятный камень. Но 90-е «съели» и племзавод, и могилу - вокруг образовалась стихийная свалка, курган осел… В прошлом году в Кашинское приехали министр по делам печати и информации Правительства Московской области Сергей Моисеев и его коллеги. Осмотрели все 8 братских захоронений на землях сельского поселения - владычинское оказалось в самом плачевном состоянии.

   
   

«Без помощи министерства мы бы этого не осилили, - признаётся Александр Флегонтов, - они профинансировали реконструкцию, наняли строителей. Те огородили место захоронения, подняли и засеяли курган, сделали подъезд к памятнику и стоянку, поставили гранитный обелиск. Ребята из оборонно-спортивного клуба «Ратник» хотели провести здесь «Вахту памяти». Вместе с ними местные жители убирали хлам, выжигали бурьян, сажали деревья, выкладывали ступеньки на курган. «Ратник» помог привести в порядок и братские захоронения в деревнях Строково и Михайловское. С февраля, как расчистили снег и начали работы, не иссякает поток машин и людей: все хотят посетить могилу».

Символ мужества

Это одно из самых крупных воинских захоронений, хотя из 800 лежащих здесь бойцов пока известны имена лишь 96. Одни удалось выяснить в 80-е, другие в архивах отыскали сотрудники областного Министерства по делам печати и информации и члены поискового отряда «Патриот». А чистые плиты на склоне кургана ждут, когда из забвения вернутся новые имена героев.

7 мая здесь собрались ветераны, их дети, внуки и правнуки - послушать тех, благодаря кому на кургане славы поднялся обелиск. Министр по делам печати и информации Сергей Моисеев поблагодарил федеральные СМИ и нас, «Аргументы и факты», за то, что выделили средства для восстановления трёх монументов в Волоколамском районе. И выразил надежду, что эта традиция будет продолжена. 

«АиФ» пришёл на церемонию не с пустыми руками: заместитель главного редактора Владимир Сварцевич для губернатора Московской области генерала Бориса Громова передал уникальный сувенир - гильзу знаменитого оружия Победы - танка Т-34 со священной землёй с Мамаева кургана. Совсем недавно её нашли на местах боёв под Смоленском.

Справка

При непосредственном участии Минпечати МО организовано восстановление воинских захоронений в следующих  деревнях Подмосковья: Макаровка, Волченки, Михайловское, Владычино и Строково.

Страницы истории

Бои в Волоколамском укреплённом районе начались в середине октября 1941-го. Захват его обеспечил бы врагу выход на подступы к Москве с северо-запада. Обороняла рубежи 16-я армия под командованием генерал-лейтенанта Константина Рокоссовского.

316-я стрелковая дивизия генерал-майора Ивана Панфилова занимала оборону протяжённостью 42 км от села Болычево до реки Ламы. Далее от деревни Гарутино и до деревни Бородино 21 км обороны лёг на плечи курсантского полка Военного училища им. Верховного Совета РСФСР под командованием полковника Семёна Младенцева. От Бородино до Московского моря стоял 3-й кавалерийский корпус во главе с генерал-майором Львом Доватором.

И всё же арсенал Рокоссовского был ничтожен. Линия фронта тянулась 102 км, а на каждый из них приходилось по 2 орудия на стрелковый батальон. Один кавалерийский полк должен был защитить не менее пяти километров. 

16 октября гитлеровцы собирались завтракать в Волоколамске, а ужинать в Москве. Фашистское командование решило сконцентрировать удар в полосе обороны 316-й стрелковой дивизии, на стыке 16-й и 5-й армий.

За три дня боёв у Болычево, Федосьино, Игнатково враг, превосходящий наши войска  в технике и живой силе, вышел к реке Рузе. Но в битве за стратегически важное село Осташево необычайные мужество и героизм проявил батальон капитана Михаила Лысенко, сражавшийся против танков практически голыми руками.

Фашистские войска изменили вектор и начали атаковать северо-западнее Волоколамска, в районе Яропольца. Именно там стояли кремлёвские курсанты - но и они не дрогнули перед тремя танками и семью бронемашинами…

Немцы не смогли прорвать линию обороны 16-й армии и выйти к Волоколамскому шоссе. Они копили силы для нового удара.

25 октября начался жестокий бой у села Спас. На 1075-й  стрелковый и 289-й истребительно-противотанковый артиллерийский полки обрушился ураганный огонь. Сразу за ним - налёт гитлеровских бомбардировщиков, потом - несколько десятков танков, морская пехота. Волоколамская передовая превратилась в кромешный ад. 

Утром 27 октября бои разгорелись снова, городская оборона была прорвана. 690-й стрелковый полк и артиллерийские части стали отходить в район деревень Горки и Ченцы. Однако попытку фашистов перехватить Волоколамское шоссе пресекли кавалеристы 50-й дивизии генерал-майора Иссы Плиева и артиллеристы.

Враг был приостановлен, но беспощадные бои продолжались… Будут ещё страшные битвы у Михайловского, Сафонихи, Дубосеково, Строково… Но утром 20 декабря 1941 года войска подвижных групп из состава 16-й и 20-й армий в результате двухдневных боёв освободят Волоколамск.

Смотрите также: