Казнь как праздник. Каким образом в разных странах наказывали преступников

Людовику XVI посчастливилось уйти из жизни вполне цивилизованным путём - посредством гильотины. © / public domain

Конечно, что-то Русь заимствовала, но переделывала на свой лад, - говорит Валерий Переверзев, владелец Музея наказаний. - Ивану Грозному, к примеру, сообщали: «У них там варят в кипятке, в вине, в масле». Царь поднимал палец вверх: «А мы жарить будем!» И действительно отливались огромные сковородки и на них жарили бояр. Все эти приспособления - чаны для варки, сковороды для жарки и т. п. - делали не маньяки, садисты и извращенцы, а инженеры и медики по заказу властей. 

   
   

Где придумали гильотину?

У казни не было задачи убивать тысячами. Эту практику ввели только в фашистских концлагерях. А средневековый город - всего-то 2000 человек. Так что казнили понемногу, но ярко. В те времена палач - рука правосудия, эшафот - ритуал, а казнь - определённая культура.  

Когда во Франции стали казнить без эшафота, случился целый скандал. Французы писали: «Прекратите убивать нас, как свиней! Верните эшафот!» А отрезание головы вообще со временем эволюционировало. Сначала её просто рубили топором, потом лучшие умы задумались: «Как бы поэстетичнее отрезать головы виновным?» - и додумались до гильотины. Некоторые источники утверждают, что впервые гиль­отина появилась во Франции во время Французской революции. Но на самом деле она была известна ещё лет за 300 до этого. 

Кому казнь в радость?

Отношение к казням в России и на Западе было совершенно разным. Во Франции казнь - это праздник. Не из-за того, что они такие кровожадные и негодяи, а потому что они были очень законопослушны. Поймали человека, доказали, что он преступник, и люди радуются, что осуществился акт правосудия. Во Франции казни длились по 3 дня. Устраивался палаточный городок. На телегах подвозилось шампанское, строили эшафот, ставили виселицу, гильотину, колесо. На следующий день преступника казнили, затем люди разбирали его одежду на сувениры. Говорили, если от виселицы кусочек отодрать, то он поможет от зубной боли. Если кабатчики успевали оторвать у казнённого палец, потом делали такую рекламу: «Заходите пиво пить в наш кабак - увидите отрезанный палец повешенного». И народ туда ломился. Когда Людовика XVI казнили, его тело случайно упало с телеги, так все побежали с кружками набирать кровь короля.  

В России же люди на казнях стояли тихо, молились о душе убиенного. Некоторые на крышах сидели, смотрели во все глаза, но не кричали и не радовались. Кстати, в Москве казнили на Болотной площади, потому что там вокруг крыш много было. Казнили одного человека, а с крыш падали десятки - разбивались, ломали шеи.  

Кого обнимала «дева»?

В Германии людей закрывали в «железных девах» - сооружении наподобие саркофага. Внутри «дева» вся в шипах. Человека фиксировали так, что его глаза попадали в глазные прорези. Дверь саркофага закрывали, шипы протыкали жертву, но жизненно важные органы не были задеты, поэтому человек умирал долго. «Деву» выставляли на главной площади города. Кстати, если точно переводить с немецкого языка название этого приспособления, то получится не «дева», а «девственница». То есть в этой казни был какой-то символ чистоты и непорочности: плохого человека ставят в девственницу, чтобы он там стал девственно чистым.

 

Было ещё кресло с шипами, его чаще всего использовала инквизиция. Брали ведьму - какую-нибудь деваху. Лучше богатенькую, потому что ведьмино богатство можно разделить. И чтобы красивая была, потому что некрасивых раздевать неинтересно: где народу ещё эротики было взять, если не там? Сначала ведьму перед толпой пытали, а потом сажали на кресло. И кресло с запытанной девушкой выставлялось на всеобщее обозрение. В России же женщин-мужеубийц закапывали по горло в землю. Перед лицом клали красный платочек - туда ей бросали деньги на свечки. Порой по царскому велению разрешали несчастную застрелить. Чтобы не мучилась несколько суток. 

   
   

За что карали?

В России в петровские времена казнили в первую очередь за военные преступления. При Екатерине II чаще всего использовали подвешивание за ребро. Вешали всегда за левое - считалось, что на левом плече чёрт сидит, на правом - ангел. Человека цепляли за ребро и вешали на высокое бревно. Бревно устанавливали на плот и отправляли плыть по реке. В народе это сооружение называли мельницей или каруселью. 

Когда люди совершали преступления дерзкие, к их казни в назидание другим подходили творчески. Когда Пётр I приказал казнить любовника своей первой жены Евдокии, майора Степана Глебова, его посадили на кол на Красной площади. Кол сделали металлический, на нём - пластиночку поперечную, чтобы Глебов не сползал. Шубу ему надели тёплую, шапку - чтобы не замёрз раньше времени, подольше помучился. У Петра встречаются приказы: «Колесовать и на колёса тела их положить». Кол и колесо - символы того времени. Они использовались на ярмарках - ленточки красные, сапоги на них висели, мужики на кол взбирались за призом. 

При Иване Грозном на кол сажали иноверцев. А ещё, когда мы говорим про кол, сразу вспоминается Дракула, князь Цепеш. Он воевал с турками, а турки ничего не боялись, потому что для мусульманина умереть в бою было престижно. Но когда тебе в задний проход вставляли деревяшку и она мучительно выходила через живот, это наводило страх. Цепеш об этом знал и пользовался. 

Как на трон сажали?

Трон с шипами - изобретение наших юристов времён Екатерины II. Один из её законов гласил: «Не коснётся рука палача благородного». Но во время Пугачёвского восстания огромное количество благородных перешло на сторону Пугачёва. Для таких благородных предателей было сделано это кресло. Один вариант был без шипов - как обычный трон. Его ставили на возвышении. Когда человек усаживался, открывался люк, тело падало и попадало на колья, а все приговаривали: «Чем выше взлетел, тем больнее падать». Другое было с шипами, человека сажали на шипы и говорили: «Хотел сесть на трон?  Пожалуйста, садись».

Была ещё жуткая казнь. Человека опускали на колени, фиксировали в кандалах, голову помещали в клетку, куда запускали десяток голодных крыс. Хан Мамай повторял: «Засуньте в клетку голову предателя. Крысы начнут с носа, перейдут на уши и к утру доберутся до мозга. Тогда разбудите меня. Хочу увидеть, как выглядит мозг предателя».