Это событие выводит на новый уровень празднование Дня Победы в Израиле, где его отмечают в основном только ветеранские организации, и в крупнейших еврейских общинах Европы, где стали терпимее относиться к неонацизму.
Как менять еврейский календарь — никто не знал. Сторонникам этой патриотической инициативы вначале удалось получить поддержку обоих главных раввинов Израиля. После этого проект поддержали и крупнейшие израильские политики, и ведущие раввины Европы, и международные еврейские организации. На специальном заседании Кнессета в Иерусалиме и в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке прошла презентация нового праздника. А у Стены плача было торжественно начато написание трёх Свитков Торы к новому празднику. В мае этого года они будут внесены в важнейшие для иудеев места в Иерусалиме: в синагогу у Стены плача, в Кнессет и в школу толкователя Торы раввина Хаима Каневского.
Не обошлось без трудностей и споров. Часть раввинов вначале отказались признавать божественную природу Дня Победы, ведь при этом погибла половина всего еврейского народа — 6 миллионов человек. Но в итоге оказалось важнее то, что Великая Победа избавила евреев от Холокоста и положила начало возрождению еврейского народа. В еврейском календаре для праздника была выбрана дата 26 Ияра (в этом году приходится на 15 мая). Именно на 26 Ияра 5705 г. выпало 9 мая 1945 г., когда капитулировал Третий рейх.
По своей сути День Спасения и Освобождения — праздник молитв и благодарности. Евреям в этот день будет предписано веселиться и радоваться чудесному освобождению, как на Песах, и чудесному спасению, как на Хануку и на Пурим. И, конечно, в молитвах они будут воздавать хвалу и благодарность как Всевышнему, так и воинам-освободителям Красной армии и армий-союзниц.
Инициатор и организатор Дня Спасения и Освобождения — член бюро президиума Российского еврейского конгресса, глава фонда горских евреев Герман Захарьяев. Он считает, что если бы не Победа, то еврейский народ перестал бы существовать и был бы уничтожен в нацистских газовых камерах. Главный смысл праздника — не дать забыть миру о том, каким злом был фашизм, сохранить память о подвиге тех, кто победил его ценой своих жизней. И кому, как не еврейскому народу, напомнить об этом миру.
«Когда принимали решение, в основном спорили о том, что памяти погибших в Холокосте есть несколько разных дней — это и Международный день Холокоста и День памяти жертв в Израиле, — рассказал он "АиФ". — Раввины говорили сначала о неприкосновенности календаря, но потом, поняв значимость всей нашей идеи, поддержали и даже нашли решение, как это сделать. А что касается других дней памяти, то наши аргументы были очень простые: до войны нас в мире было 11 миллионов, осталось 5. Могло вообще не остаться? Могло. А если бы никого не осталось, то кто бы нёс в себе учение Творца? Никто. Поэтому, мы должны радоваться и благословить Всевышнего за то, что нас спас, и благодарить тех, с чьей помощью он это сделал, а в частности Красную армию и их союзников».