К сентябрю 1941 г. завшивленность частей Западного фронта составляла 85% личного состава, а на Калининском - 96%. И всё же высшее руководство, которое к окопам и землянкам на пушечный выстрел не приближалось, вряд ли озаботилось фронтовым педикулёзом, не переноси вши тиф. В Гражданскую войну смертность от него доходила до 50%.
К 1942 г. в Красной армии появились банно-прачечные и дезинфекционные поезда (БПДП). Каждый состоял из 14-18 вагонов и мог за час обстирать и помыть до сотни солдат. Пар для бани давал паровоз. Там, где рельсов не было, можно было надеяться на передвижную баню - грузовик с котлом воды и примитивной душевой. Вместе с баней ездила «вошебойка» - обыкновенный автофургон, в котором на плечиках развешивали всю одежду - от шинели до исподнего. Внутрь подавали горячий пар, благо вошь начинает дохнуть уже при 44 градусах.
Ближе к концу войны войска получили неважно пахнущее «мыло К», которое до сих пор используется в ветеринарии. У немцев, которые страдали от вшей ничуть не меньше русских (в вермахте не без юмора называли их «маленькими партизанами»), был специальный порошок, но помогал он слабо.
Читайте также: Сапоги - победоносцы. Как появились русские кирзачи