Последний приют Гоголя
Музея Гоголя Москва ждала давно, история его открытия длинна и сложна, но наконец-то к 200-летию классика его «прописали» в столице. Своей квартиры у Николая Васильевича не было ни в Москве, ни в Петербурге - лишь родовое гнездо на Украине, в Васильевке. А в усадьбе на Никитском бульваре (известной как дом Талызиных) Гоголь проживал у графа А. П. Толстого уже накануне своей смерти, вернувшись из долгих странствий за рубежом.
Гоголю отвели комнаты на 1-м этаже, темноватые, сумрачные, похожие на кельи. Когда писатель, выпив утром кофею и совершив моцион по бульвару (где теперь его памятник, а другой - во дворе дома Талызиных), вставал за конторку (Николай Васильевич писал стоя), в доме воцарялась тишина. Однако работалось ему всё тяжелее и тяжелее. Нарушив данный себе зарок (не заглядывать в готовую рукопись), II том «Мёртвых душ» он начал переписывать. «Я весь исстрадался», «Я скорблю и болею не только телом, но и душою», «Неужели для меня в 40 лет старость?» - пишет он в этот год. Здесь в ночь с 11 на 12 февраля 1852 г. он сжигает II том «Мёртвых душ» - осознанно, очень тихо, тщательно перемешивая угли в камине, переворачивая тугие свёртки листов и поминутно крестясь.
Из дома на Никитском Гоголь в последний раз сходит в церковь - Саввы Освящённого на Девичьем поле. Напишет последнее письмо матери. Сюда он позовёт священника из церкви Симеона Столпника на углу Поварской. Здесь писателя будут принудительно лечить, как Поприщина из его же «Записок сумасшедшего»: лить на голову холодную воду, ставить к носу пиявок. И всё зря, потому что он уверил себя, что должен умереть. И умер 21 февраля 1852 г. в 8 утра во сне.
«Чердачный дворец» Цветаевой
Марина Цветаева, 22-летняя молодая жена, мать и поэт с успешным началом творчества, к осени 1914 г. наконец нашла в Москве «волшебный дом», который полюбила. И провела 8 лет в квартире № 3 дома № 6 по Борисоглебскому переулку, на углу Поварской и Собачьей площадки. Теперь здесь культурный центр «Дом-музей М. Цветаевой», где проходят концерты, вечера, а напротив дома - памятник Марине Ивановне. За неброским фасадом поэтесса углядела квартиру себе под стать - необычную, романтическую, с причудливой мансардно-чердачной планировкой. «Чердачным дворцом» называла Цветаева это своё жильё. Лучшие стихи, пьесы, поэмы написаны здесь. Череда неистовых, сжигающих любовей сопровождала её все 8 лет. Но главным человеком в жизни был муж, Сергей Эфрон. Из «Борисоглебского чердачного дворца» он уйдёт на фронт, потом в Добровольческую армию, откуда не будет никаких вестей о нём полтора года. Марина перестанет закрывать входную дверь и будет вздрагивать ночами от каждого звука - вдруг Серёжа?
Сюда она принесёт из роддома вторую дочь Ирину в апреле 1917 г. И отсюда отнесёт её в Кунцевский приют, где девочка умрёт в 1920 г. без матери, от голода, в то время как Цветаева дома будет выхаживать заболевшую тифом старшую Алю: «Старшую из тьмы выхватывая - младшую не уберегла».
Примерно тогда же поэтесса напишет: «Я не могу больше в Борисоглебском, я не могу ни есть, ни пить, ни жить…» Но - счастье! - в 1921 г. она получает весть от Эфрона, он за границей, он жив! Книги, уцелевшую мебель, вещи Марина в спешке раздаёт. Оставив картины на стенах и разбросанные бумаги на полу, Цветаева с Алей 11 мая 1922 г. уезжает в Берлин к мужу.
«Кукольный дом» Образцова
В знаменитом на весь мир Театре кукол им. С. Образцова есть музей, его знают все. Но существует ещё один - в Глинищевском пер., д. 5/7, в известном «артистическом доме» со множеством мемориальных досок.
Музей, где ещё совсем недавно шла обычная жизнь необыкновенных людей (Сергей Владимирович умер в 1992 г.), обладает особым обаянием. Здесь всё подлинное, обжитое, всё дышит памятью о голосах, смехе, застольях, гостях и даже о работе. На двери кабинета Образцова, бывало, вывешивалось вот такое объявление: «Тихо, бабы и звери!!! Хозяин работает». Сохранились около 2 тыс. экспонатов, огромная библиотека, уникальные коллекции кукол и шарманок.
Не хватает лишь «зверья» - Образцовы подбирали и лечили множество собак и кошек. Кстати, в доме любили принимать гостей. И неудивительно, что и после смерти Сергея Владимировича людей в небольшой квартире меньше не стало: экскурсии строго по записи, а запись… за 2-3 недели. Можно заказать и кукольный спектакль - прямо в квартире для вашей группы сыграют «Маленькие рассказы о животных» по книге Образцова.
Смотрите также:
- Дом у храма. Художница стала «последним стражем» исторического здания →
- Усадьба Льва Толстого: революционеры и фашисты здесь не наследили →
- История читателя: «Новая Басманная – место, где веет стариной» →