Московская усадьба: Версаль на Яузе

   
   

Представьте себе современное Южное Бутово, заселенное господами чуждого происхождения, ничего не имеющими общего с российским менталитетом и жаждущими денег. Представили?

Носила эта местность и еще одно характеризующее ее название — слобода Налейка. Эти самые иностранные наемники получали часть жалованья крепкими алкогольными напитками, которые они, по причине природной европейской слабости, не в состоянии были выпить. Но, в силу природной же предприимчивости, в любое время года, не исключая самые строгие православные посты, продавали они эти излишки в разлив москвичам, рискнувшим пробраться в этот очаг разврата. Оказался в этом притоне и юный, но не по годам развитый российский государь Петр Алексеевич Романов. Там он подружился с местными авантюристами, возглавляемыми его будущим любимцем и наставником Францем Лефортом. Кто знает, стал бы Петр прорубать окно в Европу, не проникнись он вольным духом Кукуй-городка.

Исполненный благодарности за буйно проведенную юность, Петр построил Лефорту дворец. Там в 1699 году, продолжая традиции кукуйского алкогольного братства, он даже устроил праздник «освящения» дворца во имя бога вина и веселья Бахуса. Увы, недолго Лефорт наслаждался своим дворцом. Через несколько месяцев после новоселья он умер.

Прототип Петергофа

После скоропостижной смерти Лефорта еще один сподвижник Петра I генерал-фельдмаршал Федор Головин приобрел земли на противоположном берегу Яузы, где и возвел дворец. С плохо скрываемым желанием угодить императору он обустроил его на европейский манер. Петр, чьи мысли давно находились в новой северной столице, все еще хранил приятные воспоминания о милых берегах Яузы. «Я надеюсь со временем ехать водой из Петербурга и в Головинском саду при реке Яузе в Москве встать». Эти слова запечатлены на постаменте бюста Петра I, установленного в 1805 году в беседке-полуротонде в парке.

Головин тоже быстро умер. И Петр выкупил дворец у его наследников в надежде соорудить здесь московскую резиденцию. В 1723 году по поручению императора доктор Бидлоу (основатель и первый начальник Лефортовской военной гошпитали) по европейскому образу и подобию обустроил сад, поднимавшийся от Яузы и украшенный фигурными прудами, островками, плотинами, каскадами и другими милыми штучками. Современники называли этот парк «Версалем на Яузе». И не случайно. Головинский сад действительно строился по образу и подобию Версаля и в свою очередь служил будущим прототипом известных петербургских дворцовых парков, включая всемирно известный Петергоф.

Анненгоф

Как вы знаете, Петр I тоже умер. Правда, Лефортово на этот раз ни при чем. О русском Версале вспомнила императрица Анна Иоанновна, особа, также приверженная массовым европеизированным увеселениям. В Головинском саду императрица устроила свою московскую резиденцию — Анненгоф. Самый верхний Г-образный пруд Сапожок получил величественное название Анненгофского канала. На нем стоял внушительный флот из романтичных гондол и прочих увеселительных лодочек. Пристань, как и положено, располагалась в уголке пруда, известном среди современных историков архитектуры как Растреллиевская гавань.

Анненгоф построен по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, впоследствии автора Зимнего дворца в Петербурге. Здесь он возвел два дворца — Летний и Зимний. Причем Зимний Анненгоф архитектор перенес сюда из Кремля.

Увы, Анненгофским дворцам суждена короткая история. Несмотря на все великолепие, Анненгоф был в основе своей по-московски деревянный. А потому во время одного из пожаров сгорел.

Дворец — Бронетанковая академия

В 1773 году по приказу Екатерины II на месте сгоревшего Летнего Анненгофа по проекту архитектора Антонио Ринальди началось строительство нового Екатерининского дворца. Длилось оно 25 лет и завершилось, как вы, наверное, уже догадались, если отслеживаете тенденцию, в год смерти императрицы. Дворец был в то время самым большим зданием в Москве. Тем не менее сын Екатерины Павел, став императором, не захотел жить в здании, построенном для столь нелюбимой им матери. И недолго думая отдал его под казармы Полицейского полка. Сейчас Екатерининский дворец занимает Бронетанковая академия.

Возвращение. В преддверии восстановительных работ на территории парка поработали археологи. Раскопки проведены даже на дне специально для этого осушенных прудов. Найдены предметы, что роняли в воду на протяжении столетий посетители парка, обнаружены основания не существующих ныне беседок, остатки набережных, пристаней… Выяснилось, что каскадное расположение прудов давало возможность использовать эффект сообщающихся сосудов для работы фонтанов.

Примыкающий к парку Екатерининский дворец сейчас в ведении Министерства обороны. Ведутся переговоры о передаче его и других исторических лефортовских зданий дирекции Московского государственного объединенного музея-заповедника.

Преданный авантюрист Франц Яковлевич Лефорт родился в Женеве в 1656 году в купеческой семье. Но вопреки семейной традиции Лефорт выбрал военную карьеру. Приехав в Москву в чине капитана, довольно быстро продвинулся по службе благодаря покровительству князя Голицына — фаворита фактической правительницы России царевны Софьи.

После участия в ряде военных кампаний получил чин полковника. Во время стрелецкого мятежа 1689 года полковник Лефорт приехал в Троице-Сергиеву лавру защищать укрывавшегося от восставших молодого царя Петра.

Веселый нрав, европейская изысканность, благородство, всесторонняя одаренность и преданность государю сделали свое дело. Современники писали, что вряд ли за всю историю Московии был иностранец более влиятельный, чем Франц Лефорт. Он участвовал во всех мероприятиях и авантюрах, затеваемых молодым царем, — от потешных боев и разудалых попоек до знаменитых военных кампаний. Удивительно, но этот человек действительно был искренне предан Петру.

   
   

Парк дворцов

На протяжении столетий парк назывался Дворцовым. Но до сих пор неизвестно, в честь какого из дворцов он получил это название. В разное время здесь их построили шесть. Сегодня к парку примыкают три дворца: Лефортовский (с 1835 года в его здании находится Военно-исторический архив), Екатерининский (ныне Бронетанковая академия) и Слободской Павла I (главное здание МГТУ имени Баумана). Плюс исчезнувший дворец Головина и два сгоревших Анненгофа — Летний и Зимний.

Что ждать от реставрации

Сейчас под юрисдикцией музейщиков три объекта: грот работы Растрелли, белокаменная плотина и беседка-полуротонда с бюстом Петра I, построенная в 1805 году на предполагаемом месте отдыха императора (к сожалению, новодел начала XX века — подлинная беседка разрушена в 1904 году во время урагана). В ближайшее время будет воссоздан весь комплекс водоемов парка. Каскад прудов представляет собой настолько сложное гидротехническое сооружение, что проектом его занимаются специалисты института «Гидропроект».

Все права на этот материал принадлежат журналу «Идея Икс». При опубликовании этого материала в Интернете обязательна ссылка на журнал «Идея Икс» и сайт AIF.RU. Новый номер журнала - в продаже с 1 июля 2009 года

Смотрите также: