Огромный вклад в окончание многолетних войн, названных позднее Наполеоновскими, внесла русская армия.
Во главе с императором Александром I она принесла народу Франции свободу. Ту свободу, которой так не хватало её солдатам и офицерам на родине. Об интересных деталях заграничного похода русской армии рассказывает историк Виктор Безотосный.
Казаки на Сене
Заграничный поход русской армии начался сразу же после окончания Отечественной войны. Уже в январе 1813-го боевые действия перенеслись на территорию нескольких стран Европы. Русский офицер И. Казаков писал: «Походы по Польше, Германии и Франции внесли путаницу в филологические познания наших солдат, так, например, научившись в Польше по-польски, когда вошли в Германию, стали требовать, что им нужно, по-польски и удивлялись, что немцы не понимали их... Придя во Францию, они усвоили себе некоторые немецкие слова и требуют (их понимания. - Прим. ред.) от французов».
Весна 1814-го застала русские войска с союзными пруссаками и австрийцами под Парижем. Плохо укреплённый город продержался 12 часов. Поэт Константин Батюшков, служивший адъютантом у генерала Раевского, свидетельствовал: после взятия Бельвильских высот «раненые русские офицеры проходили мимо нас и поздравляли с победой: «Слава богу! Мы увидели Париж с шпагою в руках! Мы отмстили за Москву!» - повторяли солдаты, перевязывая раны свои».
К счастью, мстить за московский пожар 1812 г. русские не стали. Офицерам победившей армии Париж казался центром мироздания даже после того, как он был ими завоёван. Из воспоминаний артиллериста И. Радожицкого: « Французы... едва верили, чтобы русские могли говорить с ними их языком... Парижане, воображая русских, по описанию своих патриотов, варварами, питающимися человеческим мясом, а казаков - бородатыми циклопами, чрезвычайно удивлялись, увидевши российскую гвардию и в ней красавцев-офицеров, щеголей, не уступающих как в ловкости, так и в гибкости языка и степени образования первейшим парижским франтам».
Особенно запомнился парижанам парад союзных армий 31 марта 1814 г., на котором в полном блеске показали себя русские войска. Оно и неудивительно: плохо обмундированные части в город не пустили. Император Александр въехал в Париж во главе свиты из тысячи генералов и офицеров. В тот день под его седлом была лошадь по кличке Эклипс, некогда подаренная ему Наполеоном.
Дворцовая мина
Главное, что предстояло решить победителям, был вопрос о власти. Кроме Людовика XVIII из династии Бурбонов рассматривались варианты бывшего французского маршала Бернадотта, приёмного сына Наполеона Эжена Богарне, его родного сына трёхлетнего Франсуа Жозефа Шарля Бонапарта. Думали даже о республике. Но у Бурбонов было «позиционное преимущество».
Когда после вхождения в Париж Александр I захотел поселиться в Елисейском дворце, какой-то аноним сообщил, что здание заминировано. Поделиться «жилплощадью» тут же предложил Шарль Морис Талейран, гениальный и беспринципный дипломат, ещё при Наполеоне отправленный в опалу с должности министра иностранных дел. На втором этаже его особняка на улице Сен-Флорантен русский царь провёл двенадцать дней. Неизвестно, какие доводы приводил ему старый лис Талейран, но выбор был сделан в пользу Бурбонов. А взрывчатки в Елисейском дворце сапёры так и не нашли. Перед тем как отбыть в Россию, Александр ещё раз повлиял на ход французской истории - настоял на принятии и обнародовании Конституционной хартии 1814 г. Первую русскую конституцию пришлось ждать ещё более 90 лет.
А что же Наполеон? Преданный собственными маршалами, дважды отрёкшийся от престола император 12 апреля пытался покончить с собой. Пузырёк с ядом (возможно, цианистым калием) он носил на шее с 1812 г., когда едва не попал в плен к казакам под Малоярославцем. Яд, однако, не подействовал, Наполеон промучался желудком целую ночь, но выжил. Через неделю в Фонтенбло он простился с гвардией и отбыл в изгнание. В следующем, 1815 г. он на 100 дней ещё вернётся. Впрочем, это уже другая история.
Смотрите также:
- Жуков и Наполеон. Что связывает «товарища императора» и «его величество маршала»? →
- Меч и книга. Полководческий талант Гайдара был не хуже, чем у Жукова →
- О взаимоотношениях русских и французов в войне 1812 года →