Владимир Бортко: «Человечество придет к социализму. Или умрет!»

Режиссёр Владимир Бортко. © / www.russianlook.com

25 лет назад, в конце ноября 1988 года, на экраны вышел фильм «Собачье сердце» режиссёра Владимира Бортко по одноимённой повести Михаила Булгакова.

   
   

«Читайте Маркса!»

Юлия Шигарева, «АиФ»: Владимир Владимирович, для вас роман Булгакова - о чём?

Досье
Владимир Бортко, режиссёр, сценарист. Лауреат Госпремии РСФСР за фильм «Собачье сердце». Снял фильмы «Мастер и Маргарита», «Идиот», «Пётр Первый. Завещание» и др. Депутат Госдумы от КПРФ.
Владимира Бортко: Не надо переделывать собаку в человека, а человека - в собаку. Ничего хорошего из этого не получится.

- О том, что на самом-то деле разруха не в клозетах, а в головах, Булгаков написал в 1924 году. Вы сняли фильм в 1988-м,­ на дворе - 2013-й. А разруха - что в клозетах, что в головах - никуда не делась!

- Вы за меня отвечаете! Тогда проще взять и статью за меня написать. Правильнее было бы по-другому сформулировать: «А не кажется ли вам, что?..» Так вот, не кажется! По одной простой причине: потому что разруха эта разная.

1924 год. Остановившиеся заводы, заброшенные поля… Разруха полная - но она, так сказать, «естественного происхождения». Первая мировая и Гражданская войны плюс 80% неграмотного населения, значительная часть которого переселилась в города. Но разруха эта будет довольно быстро ликвидирована. Вы знаете, к примеру, что в СССР телевидение появилось раньше, чем в Европе?

- Нет!

   
   

- Теперь будете знать! 15 декабря 1945 г. (!) москвичи первыми в Европе перешли на регулярное вещание. В Италии, кстати сказать, это произошло в 1954 году… Так что в совет­ских клозетах разруха была, а в головах она стремительно сокращалась. Что до нынешней разрухи - остановившихся заводов и заброшенных полей, то она искусственного происхождения, примерно с 1990 года. Уже и неграмотные появились.

Коллаж Андрея Дорофеева / АиФ

Меня сейчас часто спрашивают: «Как же вы, член КПРФ, сняли такую антисовет­скую картину? Вы пересмотрели свои взгляды?» Я ничего не пересматривал! Если меня можно назвать хоть каким-то художником (извините, я всегда стесняюсь этого слова), то я должен критически относиться к существующей действительности. Ибо художник чувствует боль. Стараюсь произносить эти слова иронично, но тем не менее это так - художник обязан чувствовать боль!

А теперь приведите, пожалуйста, эту цитату из «Собачьего сердца»: «Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд Калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через чёрный двор?» -  спросил профессор Преображенский». Значит, не в Карле Марксе было дело, а в чём-то другом? Вы про кризис в экономике знаете? А о том, что в Средиземном море рыбы уже почти нет, знаете? Теперь будете знать! Про Балтийское и Чёрное я уже не говорю. А что 60% лесов на Земле вырублено?

- Про леса читала. А рыбы-то почему нет?

- Выловили и отравили! А тайфун, который недавно над Юго-Восточной Азией пронёсся? А температура какая в ноябре в Москве стоит? И эти аномальные явления увеличиваются. «Почему? Что же происходит?» - должны задуматься вы. А происходит именно то, о чём писал Карл Маркс в «Капитале», который остаётся на Западе самой продаваемой книгой по экономике. «Если капиталист видит 300% прибыли, нет такого преступления, на которое он бы не пошёл». Посмотрите, пожалуйста, вокруг - вы это увидите.

- И всё же… На дворе 2013 год, а фильм, как и повесть, по-прежнему актуален.

- Это будет актуально всегда. Я вам сейчас одну цитату приведу, а вы мне скажете, когда это было написано: «Мир идёт к концу. Молодёжь перестала слушать старших. В устройстве государства - дисгармония!»

- Году в 1913-м?

- Эта надпись иероглифами была найдена при раскопках гробницы фараона Тутанхамона. Что-нибудь поменялось в человеческой натуре за эти тысячелетия? Увы… Зато сред­ства-то стали какие! Что мог Тутанхамон? Да ничего! А сегодня мир перевернуть, переделать кардинально? Запросто! Вырубили, выловили - и до свидания!  И остановить этот процесс довольно сложно. Но можно. Одним способом.

- Каким?

- Социализм! По такому пути идёт, например, Швеция.

- Но почему у Швеции получилось, а у нас - нет? Ведь начали-то мы раньше!

- Вот поэтому и не получилось! Читайте Карла Маркса! По его прогнозам, революция должна была произойти либо в Германии, либо во Франции, либо в Англии - наиболее развитых тогда странах. У нас же это дело немного ускорили. И потом Иосифу Виссарионовичу пришлось долго работать, иногда не совсем политкорректными методами, чтобы (переходит на грузинский акцент) «лыквыдировать исторыческое отставание». Но то, что выбранный в 1917 г. путь был правильным, для меня не подлежит сомнению.

Смотрите: Россия, 1917 год - 80% населения неграмотны. 1920-е годы - Гражданская война. 1940-е - Великая Отече­ственная. А всего через 30 лет после написания «Собачьего сердца» эта же страна запускает спутник. Но самое большое её завоевание не строительство плотин, не запуск спутников. А всеобщая грамотность и повышение культурного уровня населения. А дальше уже были и плотины, и спутники, и одна из самых ярких в мире культур… Так что поверьте мне: человечество в итоге придёт к социализму. Или умрёт!

За плошку похлёбки

-  Вам какая инициатива ближе - вернуть на Лубянскую площадь памятник Дзержинскому или воздвигнуть там памятник Владимиру - крестителю Руси?

- Вопрос несколько провокационный, но отвечу со всей большевистской прямотой. Напишите, пожалуйста, крупными буквами: «Памятники имеют свойство возвращаться» (В. Бортко). Даже если памятник снесли, невозможно стереть память о том, что он стоял на этом месте. Про Владимира Красное Солнышко я хочу снять кино,  потому что именно он - исторический создатель нашего государства. Но памятник ему я поставил бы совершенно в другом месте. А сюда вернул бы Феликса Дзержинского.

Во-первых, работа Вучетича очень хороша. Во-вторых, Феликс Эдмундович был в истории нашей страны. И далеко не все его деяния заслуживают однозначного осуждения. Вспомните хотя бы борьбу с беспризорностью. Можно относиться к этой личности по-разному. Но это же было в нашей истории. БЫЛО. И памятник был, поставленный людьми, свято верившими в его необходимость.

- Вообще попытки ластиком подтереть некоторые моменты истории… Особенно нашей…

- Они происходят из-за одной простой вещи - из-за юридиче­ской неясности своего существования. А вот дальше, я боюсь, вы уже не напишете…

- Но, может, попробуем всё-таки?

- Тогда объясняю. Чем отличается Франция от России? Кроме размеров? Ну и того, что у нас есть ещё Достоевский и душевные порывы, а там все прагматики?

Это всё вторично. А первично совершенно другое - у французов как у нации есть своя земля, своё государство. А у нас? У нас есть Республика Татарстан, Саха (Якутия), Чеченская, Дагестанская и т. д. У них у всех есть свои конституции, флаги, гимны, президенты. И только у одной национальности в России нет своей республики - у русских.

Но когда кто-нибудь начинает об этом говорить, это признают страшной крамолой и возрождением русского шовинизма. Так ли это? На одном из заседаний Госдумы я задал такой вопрос Владимиру Владимировичу Путину (он тогда ещё был премьер-министром). Он ответил, что в Конституцию нельзя ввести формулировку «русский народ и присоединившиеся к нему», потому что нельзя делить людей на первый и второй сорт. Он прав абсолютно: делить людей на первый и второй сорт нельзя. Зато можно хотеть быть равным народом с другими народами, объединёнными в Федерацию.

А так… Почему советская власть кончилась? Верхушка начала врать сама себе! А если партия начинает врать сама себе, добром это не кончится. Это второй афоризм от Бортко.

Что объединяло страну в течение 75 лет и почему она выдержала войну? Идея. Хороша она была или плоха, но она была - идея построения общего светлого завтра, объединявшая многочисленные нации нашей страны, сплачивая их в единый советский народ. А сейчас мы пытаемся найти какую-то новую идею...

- И очень стесняемся Совет­ского Союза, который, как теперь понимаем, был не самым плохим государством.

- Ничего себе - «не самым плохим»! Говорят: ах, было плохо, в магазинах колбасы тогда не было… Много чего не было… Не было, кстати, и 100 семей, владеющих 30% богатств нашей с вами страны. Да, колбасы не было и машин у людей было гораздо меньше - это правда. Но при этом не гибли в бандитских разборках, наркоманы не дохли тысячами и братские народы не били друг другу морды на улицах.

Спутники запускали в космос, заводы новые строили. Книжки читали! И кино смотрели хорошее. А случившееся с нами в 1990-е напоминает мне библейскую историю про Исава. Знаете такого? Исав продал право своего первородства брату за чечевичную похлёбку. Понятно, да?.. Вот и здесь - развалили страну, потеряли треть территории, ополовинили население. И это всё - за кусок колбасы?! Стоило ли это делать? Лучше бы колбасу нормальную выпустили - это гораздо полезнее, чем государ­ство рушить.