Обычно военные корабли так долго не живут. Их убивают вражеские снаряды, а чаще - автоген у разделочной стенки.
Но флагшток крейсера 1-го ранга «Аврора», спущенного на воду в 1900 г., в разные времена украшали российский, два советских (РСФСР и СССР) и снова российский военно-морской флаги. В ближайшем будущем легендарный корабль ждёт длительный ремонт. Пока он не начался, «АиФ» побывал в самых потаённых уголках «Авроры».
Легенды крейсера
Экскурсантов на «Аврору» ещё пускают, но чемоданное настроение чувствуется повсюду. И на верхней палубе, где гуляет сырой ветер с Балтики, и под бронёй, где пахнет машинным маслом и флотским борщом.
3 марта 2016 г. крейсер должен быть полностью отремонтирован и возвращён на историческое место у Петровской набережной. И это при том, что дата начала ремонта до сих пор не определена.

Кстати, о легендах, которыми крейсер оброс, как корабельное днище ракушками. Одна из них родилась и умерла практически на наших глазах - о том, что «Авроре» в ходе предстоящего ремонта собираются вернуть способность передвигаться самостоятельно, которой судно лишилось в 1948 г. вместе с гребными винтами и валами двигателей.
- Технически это возможно, - говорит командир, - но с исторической точки зрения - нет. Чтобы Морской регистр выпустил «Аврору» дальше Благовещенского моста, на неё надо поставить современные спасательные средства и антенны радаров, которые изменят облик корабля. Я уж не говорю о том, что средства навигации и связи XXI в. попросту не втиснешь в тесную ходовую рубку крейсера начала ХХ в. А жаль - настоящий флотский романтик много дал бы, чтобы почувствовать под ногами дрожь от работы паровой машины и увидеть угольный дым из высоких труб...
Но самый живучий миф про «Аврору» состоит в том, что корпус корабля - «ненастоящий». К сожалению, это не совсем миф.
В начале 80-х гг. «Аврора» снова начала протекать.
С новым днищем «Аврора» с 1987 г. стоит на месте своей «вечной стоянки». Тогда же, кстати, на крейсере появились фаянсовые унитазы, которых не было в первоначальном проекте. При Цусиме весь экипаж, вплоть до командира, использовал утки типа больничных.
7 футов ремонта
Как любой дом столетнего возраста, «Аврора» пережила много капитальных ремонтов. Взять хотя бы артиллерию: пушки, с которыми «Аврора» встретила октябрь 1917-го, вскоре сняли и отправили на усиление Волжской флотилии красных. Там они, включая «то самое» носовое орудие, и сгинули. В 1923 г. на крейсер поставили 130-миллиметровки, которые до наших дней тоже не дожили. И только после Победы на «Авроре» появились пушки, которые украшают её и поныне...
Что ещё изменится на «Авроре» после очередного ремонта? На заводе снимут 26 слоёв краски (каждый год к Дню ВМФ обновляли), после чего корабль «похудеет» почти на 11 тонн.
На крейсере заменят электропроводку и противопожарную систему. Советские интерьеры из лакированных ДСП, делающих кают-компанию похожей на мебельную комиссионку времён застоя, собираются заменить на красное дерево.Изменится музейная экспозиция: откроют новые залы о Русско-японской войне, в которой «Аврора» в отличие от многих русских кораблей не погибла и не сдалась. При этом по документам крейсер так и останется памятником Октябрьской революции, в которую, правда, не внёс особого вклада. Как рассказывают музейщики, знаменитый холостой выстрел всё-таки имел место. Но означал он вовсе не сигнал к штурму Зимнего дворца, а предупреждал эскадру на Неве, что большевики собираются свести один из петроградских мостов.
Смотрите также: Октябрьская революция 1917 года. Хроника событий