Медицинская история Великой Отечественной войны показывает, что более 70% раненых возвращались на фронт, чтобы добивать фашистскую нечисть. Ни одна из армий Второй мировой не достигла этого результата.
«Стараниями военной медицины в войска вернулось три Красных армии!»
Александр Мельников, aif.ru: Мехман Ниязиевич, почему Вы занялись изучением советской медицины в Великую Отечественную войну, ведь ваша специальность — кардиология?
Мехман Мамедов: Тема истории медицины для меня такая же важная, как и кардиология. У меня есть исследования и книги, посвященные её истории, а также знаменитым врачам прошлого — Авиценне и Маймониду. А изучение истории медицины в Великую Отечественную войну считаю своим патриотическим долгом.
— Хорошо известны слова маршала Рокоссовского о том, что «войну выиграли раненые». Насколько они справедливы?
— Я бы вспомнил еще и слова маршала Жукова. Он писал, что «... в условиях большой войны достижение победы над врагом зависит в немалой степени и от успешной работы военно-медицинской службы, особенно военно-полевых хирургов».
В подтверждение этих слов приведу ряд красноречивых цифр. В 1941–1945 гг. военные медики поставили на ноги около 17 млн солдат и офицеров Красной армии — 72,3% раненых и 90,6% заболевших возвратились в строй. Чтобы представить себе масштаб этого подвига, достаточно сказать, что средняя численность РККА в 1941–1945 гг. составляла порядка 5 млн человек, и значит, стараниями военной медицины в войска вернулось три Красных армии!
Такой стройной и испытанной на полях сражений системы медицинской помощи не имела ни одна из воевавших армий других стран, участвовавших во Второй мировой войне. Почти 90% раненых получали квалифицированную хирургическую помощь в первые восемь часов после ранения, тогда как в зарубежных армиях этот показатель равнялся в среднем 12 часов.
Масштабность и сложность не имели аналогов
— Как этого смогли добиться, ведь у советской военной медицины не было большого опыта?
— Масштабность и сложность медицинских проблем, с которыми советская медицина столкнулась во время Отечественной войны, не имели аналогов. Но в кратчайшие сроки они были решены. В итоге, по сравнению с Первой мировой войной, более чем вдвое снизилась летальность, и почти в два раза возросло число раненых, возвращенных в строй.
Была создана система этапного лечения раненых, она включала четкое и последовательное оказание им медицинской помощи. Все начиналось с первой медицинской помощи прямо на поле боя и продолжалось исчерпывающей хирургической, терапевтической и реабилитационной помощью, как на фронте, так и в тылу страны. Вынос раненых с поля боя был организован непрерывно в ходе боевых действий. Прямо на фронте были развернуты дивизионные медицинские пункты, в которых непосредственно проводили операции. Для более сложного и качественного лечения и для реабилитации раненых бойцов эвакуировали в тыл.
«Война — это травматическая эпидемия»
— С другой стороны, военная медицина очень серьезно отличается от медицины мирного времени. Пирогов говорил, что «война — это травматическая эпидемия». Но даже травмы военные — совсем иные, не как на гражданке.
— Действительно, во время боевых действий наиболее часто возникают такие виды травм и ран, которые для обычного мирного времени являются больше исключением, чем правилом. В первую очередь, это огнестрельные, минно-взрывные раны, отрывы конечностей и другие травмы, для лечения которых необходимо оперативное вмешательство.
Поэтому была выработана единая доктрина военно-полевой хирургии, которая включала следующие положения:
- все огнестрельные раны являются микробно загрязненными;
- единственно надежный метод профилактики и лечения раневой инфекции — хирургическая обработка ран;
- большинство ран подлежит ранней хирургической обработке.
Эти правила реально спасали от массовых раневых инфекций и позволяли очень многим бойцам возвращаться на фронт.
С самого начала войны огромной проблемой был дефицит медицинских работников.
— Как ее удалось решить?
— Для этого в 1942–1943 гг. были произведены досрочные выпуски старших курсов медицинских институтов и военно-медицинских академий, а также было организовано ускоренное обучение фельдшеров и медсестер. Акцент в обучении делался на оказание помощи в условиях военного времени. За 1941–1945 гг. было подготовлено в вузах и направлено в действующую армию более 65 тыс. врачей. Плюс 80 тыс. врачей призвали из запаса. В целом, кадровые задачи были решены.
Благодаря этому к концу второго года Великой Отечественной войны, несмотря на боевые потери среди хирургов, обеспеченность хирургическими кадрами по всем фронтам составила 63,8%. Причем в учреждениях войскового и армейского районов, где решалась судьба сотен тысяч раненых, укомплектованность хирургическими кадрами была 72–74%.
Хирургия — царица военной медицины
На основе опыта первых лет войны были внесены качественные изменения в структуру всей медицинской службы армии, в результате чего она стала более полно соответствовать маневренному характеру боевых действий с участием большого количества сил и средств вооруженной борьбы. Можно с полным основанием сказать, что в ходе Великой Отечественной войны сложилась качественно новая структура медицинского обеспечения войск, в которой хирургическая служба занимала одно из ведущих мест.
Подвиг медиков не остался незамеченным: в военные годы звания Героя Советского Союза удостоены 44 медицинских работника и 285 человек награждены орденом Ленина. А всего в ходе Великой Отечественной войны орденами и медалями были награждены свыше 115 тысяч сотрудников системы военно-медицинской помощи РККА.