«Рейс» до Трабзона. История последнего в СССР военного побега

Летчик-перебежчик Александр Зуев. Конец 1980-х годов. © / ru.wikipedia.org

В конце 1980-х годов изменения в СССР стали приобретать настолько стремительный и катастрофический оборот, что то, что могло стать сенсацией раньше, проходило почти незаметно.

   
   

«Теперь я — американский гражданин!»

Если угон МиГ-25 в сентябре 1976 года в Японию летчиком Виктором Беленко запомнился всей планете, то аналогичные события, случившиеся 13 лет спустя, очень быстро исчезли из новостной хроники.

20 мая 1989 года на аэродроме Миха-Цхакая в Грузии, где базировался 176-й истребительный авиаполк, произошло ЧП. Один из пилотов напал на часового, ранил его, а затем поднял в воздух МиГ-29, направив его в сторону турецкой границы. Поднятые в погоню истребители беглеца настичь не смогли.

А вскоре советский самолет приземлился в аэропорту Трабзона. Выскочивший из кабины пилот радостно закричал: «Теперь я — американский гражданин!»

Власти Турции — страны НАТО — получив в свое распоряжение новейший советский самолет, уже через двое суток передали его СССР. В Анкаре заявили, что стремятся к добрососедским отношениям, и проблемы им не нужны.

А вот пилота выдавать не стали — ведь свой поступок он объяснял политическими причинами.

Карьерист с тягой к «клубничке»

В 1982 году Александр Зуев окончил Армавирское высшее военное Краснознамённое авиационное училище лётчиков, начинал летать на МиГ-23, потом прошел переподготовку для службы на МиГ-29.

   
   

Он имел степень военного летчика 1-го класса и мечтал о карьере испытателя. Зуев приезжал в подмосковный Жуковский, где располагалась Школа лётчиков-испытателей (ШЛИ) Министерства авиационной промышленности СССР. Оценив порыв молодого коллеги, опытные летчики консультировали его относительно поступления в Школу. Однако своей очереди он так и не дождался.

Сам пилот потом утверждал, что разочаровался в коммунистических идеалах, а после событий весны 1989 года не мог находиться больше в стране. Эту версию он потом продвигал в книге, опубликованной в США.

Однако те, кто знал Зуева, рассказывали совершенно о другом. Честолюбивый молодой офицер женился на дочери заместителя командира авиадивизии, рассчитывая на быструю карьеру. Однако в семье отношения не сложились, в том числе и потому, что летчик взял за правило «ходить налево». Тесть дал понять, что с таким поведением у Зуева будут большие проблемы, и в испытатели он не попадет.

Для начала его перевели в дежурные по приему и выпуску самолетов.

Отравление и нападение

Разочарованный летчик стал подумывать об увольнении из армии, но потом нашел более эффектный способ решить свои проблемы.

Жена Зуева была беременна. Рожать она уехала к родителям, и это обстоятельство летчик решил использовать в своих целях.

Вечером 19 мая он появился на аэродроме с тортом, сообщив дежурной смене, что у него родился ребенок. Все знали, что супруга Зуева должна скоро родить, поэтому сомнения его слова не вызвали. «Счастливый отец» лично разрезал торт и угостил им всех присутствующих. Вскоре дежурная смена погрузилась в сон. Зуев сам готовил торт и начинил его большой дозой снотворного.

Он перерезал кабели связи и сигнализации, но все планы едва не рухнули из-за упрямого часового. Солдат-срочник, не знавший Зуева, наставил на него автомат, и летчику пришлось ретироваться. Тогда он дождался смены часовых. Другой военнослужащий знал Зуева, поэтому подпустил его достаточно близко к себе, хотя и не собирался давать ему доступ к самолету. Пилот набросился на него, пытаясь обезоружить. Часовой не собирался сдаваться, и тогда Зуев выстрелил в него из своего табельного пистолета. Часовой оказался стойким парнем. Будучи раненным, он все-таки открыл огонь по Зуеву. Тот получил ранение руки, но сумел поднять в воздух МиГ-29.

Никому не нужен

Во время рассмотрения дела в Турции всем достаточно быстро стало ясно, что за фрукт Зуев. Тем не менее инерция «Холодной войны» привела к тому, что его оправдали. Перебежчик переехал в Соединенные Штаты.

Пока Зуев осваивался и писал книгу, СССР распался. Теперь любые тайны американцам доставляли прямо из Кремля, и нужды в нем не стало. К тому же в книге своей перебежчик сочинил немало небылиц, в которые не поверили даже американцы.

В итоге он пристроился работать по основной профессии, но в малой авиации. 10 июня 2001 во время полета на советском учебно-тренировочном самолёте Як-52 в районе Сиэтла Зуев с американским коллегой вошли в «штопор», из которого уже не выбрался.

Так закончилась жизнь последнего в истории СССР летчика-перебежчика.

Летчик-перебежчик Александр Зуев. Фото: ru.wikipedia.org