Нацисты, пришедшие к власти в Германии в 1933 году, практически сразу взялись за борьбу «за чистоту арийской расы». Летом 1933 года был утвержден «Закон о предотвращении рождения потомства с наследственными заболеваниями».
За чистоту генофонда
Согласно этому закону, вступившему в силу с 1 января 1934 года, лица, не соответствующие представлениям о расовой гигиене, подвергались принудительной стерилизации для обеспечения чистоты генофонда немецкого народа и нераспространения «наследственных заболеваний» на следующие поколения.
Под действие закона попадали люди, страдающие слабоумием, различными психическими отклонениями, эпилепсией, наследственными слепотой и глухотой, а также имеющие тяжелые пороки развития. Кроме того, стерилизации подлежали потомки от смешанных браков немцев с «неполноценными народами».
За время существования Третьего рейха насильственной стерилизации было подвергнуто около 400 тыс. немцев. Любопытно то, что в советской зоне оккупации закон был отменен практически сразу, а вот в ФРГ он формально существовал до 1974 года.
«Гуманизм» датского социал-демократа
А формально ли? Дело в том, что принятый нацистами закон никого в Европе не шокировал. Больше того, в подобной практике Гитлер совершенно не был первопроходцем.
В 1920 году датский социал-демократ Карл Кристиан Стейнке выпустил работу «Социальное обеспечение будущего», в которой утверждал: «Мы относимся к неполноценным со всей заботой и любовью, но взамен всего лишь запрещаем им размножаться».
Стейнке считал, что на фоне потрясений Первой мировой войны с большими человеческими потерями возможно вырождение европейцев, и значит, нужно это предотвратить.
Никаким маргиналом Стейнке не был. С 1920-х по 1950-е годы он шесть раз входил в состав датского кабинета министров. В Дании он до сих пор почитается как идеолог «государства всеобщего благосостояния». В 1929 году, будучи министром социальных дел, он добился принятия пакета законов о принудительной стерилизации.
Уголовники, маргиналы и политически неблагонадежные
В датской версии стерилизации подлежали «морально слабые» и «неполноценные». Здесь трактовка была куда более широкой, чем у нацистов. Вряд ли у кого-то вызывает вопросы стерилизация педофилов. Но датчане посчитали, что недостойны продолжать род и, например, воры-рецидивисты.
Однако не криминалом единым ограничивались рамки применения данной нормы. Если девушка, к примеру, позволяла себе слишком вольное поведение с точки зрения устоев общества, то она становилась кандидатом на стерилизацию. Ровно такое же правило распространялось и на юношей с чрезмерно «бунтарским» характером. По мнению датских историков, кандидатами в «морально слабые» становились все лица, политически неблагонадежные с точки зрения властей.
Интересный момент — статистика исполнения закона практически не учитывает пациентов психиатрических клиник. В отличие от Третьего рейха, в Дании сочли, что эту категорию даже нет смысла рассматривать. Там врачи стерилизовали всех, кого считали нужным.
Вернемся к «морально слабым». Тех, кого признавали таковыми, отправляли в специальные учреждения на островах Ливё и Спрогё. На стерилизацию приговоренных вывозили в клиники в больших городах.
А за что извиняться?
Своего пика практика стерилизации достигла в 1943 году, во время гитлеровской оккупации. Оказалось, что в этом вопросе у датчан и немцев противоречий не было.
После разгрома нацизма и освобождения Дании применение закона пошло на убыль. Власти отчетливо понимали, какие ассоциации он вызывает. Но тем не менее отменен он не был.
По данным датских историков, последние операции по насильственной стерилизации в Дании состоялись в 1972 году.
Считается, что в период с 1929 по 1967 год в Дании насильственно стерилизовали не менее 11 тыс. человек. Не гитлеровский размах, но тут нужно учитывать, что на момент принятия закона население Дании составляло всего 3,5 млн человек.
В 2023 году в датской прессе развернулась дискуссия: а нужно ли извиняться за подобную практику? К общему знаменателю так и не пришли.
«Планирование» в Гренландии: как правительство Дании сокращало число инуитов
Как мы уже сказали, практику стерилизации «морально слабых» датчан свернули в начале 1970-х. Но совсем от методов Карла Стейнке не отказались.
В конце 1960-х года правительство Дании сочло, что число инуитов, проживающих в Гренландии, растет слишком быстро, и это приводит к дополнительной нагрузке на бюджет.
Решено было провести «Кампанию по планированию семьи», заключавшуюся в установке внтуриматочных спиралей девочкам с 12 лет. Зачастую об этом не извещали ни самих юных пациенток, ни их родителей, осуществляя процедуры во время «плановой диспансеризации».
Всего за три года датские евгеники подвергли такой процедуре половину гренландских инуиток в возрасте от 15 до 45 лет. И добились своего. Уровень рождаемости у женщин-инуиток упал вдвое. А искалеченные судьбы и подорванное здоровье из-за грубых врачебных действий — не в счет.
Сейчас в Дании работает комиссия, рассматривающая вопросы — имеют ли право пострадавшие женщины на компенсацию. Выводы обещают опубликовать в 2025 году.
И последнее. В 1936 году в Третьем рейхе опубликовали агитплакат в поддержку программы принудительной стерилизации, на котором был начертан слоган «Мы не одни». А рядом были размещены флаги государств, в которых действовали аналогичные законы, — помимо Дании, там фигурировали Польша, Эстония, Латвия, Япония, Швеция, Норвегия и даже Соединенные Штаты с Великобританией.
Стоит ли удивляться, что Гитлер смог зайти столь далеко?