Заболел? Получи лекарство! Почему в некоторых регионах РФ это невозможно

Эту точку зрения поддержали многие участники круглого стола «Законодательные аспекты совершенствования обеспечения льготных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами».

   
   

Одних лечат, другие завидуют

Сегодня жизнь и здоровье пациента, которому сегодняшний закон даёт право безвозмездно получить своё лекарство, зависят от… материального благополучия региона, где он проживает. В Москве, Санкт-Петербурге, Свердловской и Тюменской областях потребности жителей в необходимых препаратах удовлетворены на 70–90%. Эти показатели лучшие: в большинстве регионов цифра значительно ниже – от 17 до 55%.

«Сейчас в одних регионах гепатит лечат, а в других им завидуют, – горько иронизирует исполнительный директор МОО «Вместе против гепатита» Никита Коваленко. – Такими темпами, как сейчас, мы будем лечить больных 213 лет. А ведь совсем недавно гепатит С стал излечимым! И цель, поставленная ВОЗ, – к 2030 году снизить заболеваемость на 90%  – достижима. Потому что болезнь излечима».

В нашей стране есть и регионы – своеобразные рекордсмены, где 100% средств, выделенных на лекарственное обеспечение, по распоряжению суда направлены на лекарства для лечения орфанных заболеваний. Одному пациенту с редкой и тяжёлой болезнью могут быть необходимы препараты стоимостью 20–40 миллионов рублей в год.

Каждый субъект Российской Федерации старается выйти из ситуации как может. Кто-то ограничивает выписку льготных рецептов – и статистика говорит, что в городе и даже целой области всё благополучно. Кто-то обращается к государственным властям с различными предложениями. Например, отменить возможность монетизировать лекарственную льготу. Или софинансировать из федерального бюджета лекарственное обеспечение для региональных льготников. Или поднять норматив стоимости препаратов на одного человека на 60–100%. Или же расширить программу «7 нозологий», включив в неё ряд орфанных заболеваний, лекарства для лечения которых региону не по карману.

С предложением дать пациентам с редкими заболеваниями статус федеральных льготников выступил на круглом столе и заместитель председателя Ивановской областной думы Игорь Волков: «Ивановская область – дотационная на 50%. Ещё не так давно уровень дотационности составлял 60%. В льготных препаратах нуждаются 213 тысяч человек из 1 миллиона живущих в нашей области. А помочь мы можем только 40 тысячам. При этом у нас три пациента с пароксизмальной ночной гемоглобинурией – для каждого из них необходимы лекарства на сумму более 25 миллионов рублей в год. Во всей нашей стране таких пациентов 200. Их лекарственное обеспечение необходимо переводить на федеральный уровень!»

   
   

С Игорем Волковым согласны и представители других регионов – вплоть до Приморья. Как замечает замдиректора Департамента здравоохранения Приморского края Екатерина Елисеева, «проблемы льготного лекарственного обеспечения актуальны для всех регионов. А ведь безвозмездно полученная коробочка лекарства – это материальное воплощение заботы государства вообще и здравоохранения в частности».

Универсальными и всеобщими должны быть не только проблемы. Доступность лечения не может зависеть от региона – это нарушает Конституцию, обращает внимание президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. А ведь одно из главных конституционных прав каждого гражданина – право на жизнь.

Система отторгает людей

Можно возразить: в сложившейся ситуации виноваты льготники, которые предпочли не лекарство, а деньги. Деньги, мягко говоря, мизерные.

«Но как же профилактика отказов? – задаётся вопросом начальник Управления контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения Росздравнадзора Виктор Фисенко. – Если в отдельных местах не организованы точки отпуска льготных медикаментов, естественно, пациенты будут отказываться от льготы». Причина не в том, что есть возможность отказаться, а в том, что процесс получения лекарств не организован.

Точнее, организован так, что «… система отторгает людей. Чтобы получить льготный препарат, надо иметь недюжинное здоровье. Знаю пациентов, находящихся на химиотерапии и вынужденных за каждым своим лекарством приходить в аптеку по три раза». Добиваться через суд? «Нужно ещё дожить до исполнения решения суда, – констатирует президент Всероссийского общества гемофилии Юрий Жулёв. – Невероятная бюрократия при выписке лекарственных средств, – и поэтому не надо удивляться, что миллионы людей уходят из программы льготного лекарственного обеспечения».

Обращений граждан, связанных с трудностями лекарственного обеспечения, сегодня очень и очень много, замечает депутат Госдумы Николай Говорин. Проблема не только в бюрократии, но и в весьма ограниченном количестве аптечных организаций, работающих в программе.

Только со статусом льготника

«Только поддержка государства может наладить лекарственное обеспечение, а для сотен тысяч граждан господдержка – это возможность элементарно выжить», – говорит член Комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный.

Далеко не у каждого из сотен тысяч есть законодательно подтверждённое право на лекарство. Вот и получает человек своё лекарство… только вместе со статусом льготника. «Может, стоит отходить от льготной категории и переходить к понятию нуждаемости? Может, не будем ждать, пока человек станет инвалидом?» – обращается к государственным и общественным деятелям член Совета Федерации и мастер спорта международного класса Эдуард Исаков. Когда-то он создал систему адаптивного спорта и воспитал ряд победителей Параолимпийских игр.

Без труда нет экономики

«Не хотелось бы выделять льготные категории. Любой человек, когда болеет, нуждается в лекарственном препарате. Нужно выделять всё гражданское население, – считает директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Елена Максимкина. – Наша страна по показателю доли возмещаемого сектора лекарств в амбулаторных условиях находится ниже всех стран Организации экономического сотрудничества и развития. У нас 18,8%. У них в среднем 52,4%».

Всеобщее лекарственное обеспечение потребует от российского бюджета как минимум 300 миллиардов рублей. «Но эти 300 миллиардов способны привести к экономии на гораздо более значительную сумму. Особенно если вспомнить о некоторых исследованиях, доказавших экономический эффект вовремя данной таблетки. Ведь здоровье – это способность трудиться. Без способности трудиться нет труда. Без труда нет экономики», – замечает Александр Саверский.

От льготы – к нуждаемости

По сравнению с 3,2 триллиона государственных вложений в здравоохранение и ещё 3 триллионами оплаты медуслуг из кармана пациентов сумма в 300 миллиардов (и даже почти в 500, с учётом сегодняшних 160 миллиардов на льготное лекарственное обеспечение) не так уж и велика.

Однако мнения экспертов о возможных источниках средств уже разделились. Елена Максимкина предлагает обратиться к опыту недавнего прошлого: профсоюзные взносы в 1% от зарплаты сегодня принесли бы 270 миллиардов рублей. Депутат Мосгордумы Людмила Стебенкова обращает внимание на завышение цен на препараты при госзакупках. Согласно недавнему исследованию «Коммерсанта», государство переплачивает на аукционах 40%, а иногда и более.

Стоит вспомнить и о пилотных проектах по лекарственному возмещению. Хотя бы о проекте в Кировской области. Когда пациенты-сердечники стали платить за свои препараты лишь 10% их стоимости, на 25% уменьшились расходы региона на вызов «скорой» и госпитализацию. 31,4 вложенного миллиона рублей принесли 90,5 миллиона экономии. А ещё на 22% – более чем на одну пятую! – сократился первичный выход на инвалидность.

Таким образом, грамотно выстроенное и всеобщее лекарственное возмещение – само по себе механизм экономии финансов для госбюджета.

«Стратегически правильно перейти от понятия льготы к понятию нуждаемости. Иногда следует смотреть на систему не только взглядом профессионала. Заболел? Дорого? На! Лечись. Живи. Вот и вся наша задача, – подводит итог председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов. – Коллеги, не думайте что здравоохранение – это проблемы системы здравоохранения. Это проблемы каждого из нас».