Вскрытие покажет. Судмедэксперты назвали главные отличия их работы от кино

РНИМУ им. Н.И. Пирогова

Суровый саркастичный мужчина, мизантроп в заляпанном кровью халате, да еще и не чуждый выпивке — примерно так, благодаря кинофильмам мы представляем себе типичный образ судмедэксперта. На самом же деле реальный образ крайне далек от экранного. Взгляните хотя бы на двух экспертов aif.ru — очаровательных хрупких девушек, выбравших для себя профессию судмедэксперта.

   
   

Влюбиться в «судебку»

«Когда я только начинал работать, в некоторых городах женщин-судмедэкспертов вообще не наблюдалось, в других — были, но в небольшом количестве.

Сейчас же девушек в профессии стало больше, чем парней», — поделился с aif.ru специалист по учебно-методической работе Мультипрофильного аккредитационно симуляционного центра РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, судебно-медицинский эксперт Бюро судебно-медицинской экспертизы Москвы, автор книг о специальности Алексей Решетун. Эксперт считает, что это связано с тем, что мужественность у представителей сильного пола сегодня мельчает, многие выбирают специальности, «где почище и поменьше ответственности». Девушки же, наоборот, становятся более выносливыми, готовы работать в трудных физических и моральных условиях.
Фото: РНИМУ им. Н.И. Пирогова

Что же привлекает в этой профессии представительниц слабого пола? Пусть об этом они расскажут сами.

«В судебной медицине нет готовых решений. Всё зависит только от знаний и веры в себя. Это совсем другой мир в медицине.

Именно этим он и стал мне интересен, — рассказывает aif.ru врач-ординатор второго года обучения кафедры судебной медицины имени П. А. Минакова лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России Ксения Красильникова. — Судмедэксперту необходимо понимать медицинскую науку как таковую и постоянно думать. Узнав поближе судебную медицину, я поняла, что хочу быть судмедэкспертом, а не врачом-клиницистом».

Ее одногруппница Милена Генджалиева задумалась о выборе будущей профессии еще в средней школе. Девушке нравилось изучать устройство человеческого тела. Она хотела, чтобы будущая профессия была связана именно с анатомией человека.

«В то время я еще не знала о существовании специальности “судебно-медицинский эксперт” и решила, что моя судьба — стать патологоанатомом. О работе “судмеда” мне рассказала мама, и я загорелась. На четвертом курсе пришла на занятия кружка, влюбилась в “судебку” еще больше. И до сих пор с ней», — поделилась с aif.ru врач судебно-медицинский эксперт в МО Бюро СМЭ Щелковского отделения Милена Генджалиева.

Стереотипы рассыпались вмиг

Ксения Красильникова рассказала о своем первом опыте присутствия на вскрытии. Это случилось еще на третьем курсе в рамках обучения в патологоанатомическом отделении. По словам Ксении, было волнительно, но безумно любопытно. Присутствующие встали вокруг секционного стола. Санитар подготовил тело. Патологоанатом приступил к работе, начал всё показывать и рассказывать в деталях. В этот момент девушку удивило не тело человека изнутри. Тут всё было понятно — всё, как и учили на протяжении трех лет: органы, сосуды, нервы и так далее. Ксению поразили люди, работающие в морге.

   
   
Фото: РНИМУ им. Н.И. Пирогова

«Все стереотипные представления и воспоминания от просмотренных сериалов на НТВ рассыпались в миг, — рассказала она. — Там работают такие же люди: открытые, добрые, чуткие, старающиеся просто хорошо делать свою работу. У нас в обществе, конечно, больше принято говорить о жизни, чем о смерти и всем прочем, что с ней связано. Наверное, это правильно. Но, думаю, что самое главное — это оставаться человеком, где бы ты ни работал».

Задача «со звездочкой»

Милена Генджалиева посетовала на то, что часто от людей, не связанных с медициной (впрочем, иногда и от врачей, что вдвойне обидно) исходит мнение, что работа судмедэксперта — одна из самых простых. Якобы нет никакой ответственности (хуже, чем есть, пациенту уже не будет), да и на вскрытии всё понятно: все полости открыты и совершенно очевидно, какой орган поражен, и какова была причина смерти...Остается только написать заключение.

«На самом деле часто всё не так очевидно, как кажется, а от наших заключений нередко зависят судьбы живых людей. В полной мере я это поняла, когда мне стали доверять исследовать трупы с подозрением на насильственную смерть», — рассказала Милена.

За свой небольшой профессиональный опыт она уже накопила немало интересных историй. Однажды девушка вскрывала труп молодого мужчины, у которого было три потенциальные причины смерти: черепно-мозговая травма, общее переохлаждение организма и отравление этиловым спиртом. Ситуацию осложняло то, что все три состояния приходят к общим звеньям патогенеза, предшествующим гибели. В итоге при помощи опытных экспертов удалось выяснить, что причина смерти — все-таки переохлаждение.

Другая «задачка со звездочкой» стояла при вскрытии трупа молодого мужчины, которого нашли на железнодорожных путях. Были подозрения на травму. Но при вскрытии на нем нашли следы воздействия электричества. Выяснилось, что парень сидел на перилах вагона, получил удар электрическим током в области бедра и голени, упал, приземляясь, сломал грудину и шейный позвонок.

Ксения Красильникова рассказала, что ей в качестве пациентов нередко попадались пожилые люди, страдавшие хроническими заболеваниями, которые были найдены у себя дома. Казалось бы, в таком случае естественная причина смерти не вызывает сомнений. Но если пожилой человек со сниженными компенсаторными возможностями организма находится в плохо отапливаемом помещении, он может погибнуть от переохлаждения — даже если температура не минусовая. Так было и в этих случаях.

В людях встречается всякое

Для опытных экспертов такие истории покажутся обыденностью. К примеру, Алексея Решетуна в большей степени удивляют находки, с которыми ему приходилось сталкиваться: начиная от патологических образований (камни необычной формы) до инородных предметов (например, хирургических инструментов, которые человек носил в себе долгие годы).

«Мы находили пули со времен Второй мировой войны в человеке, которого ранили много лет назад. Пулю не удаляли, потому что это было делать опасно. Много чего встречается в людях», — рассказал эксперт.