Медицина по телефону. Смогут ли виртуальные врачи заменить реальных?

Строго говоря, телемедицина (дистанционное лечение) появилась уже давно. Даже в советское время многие врачи консультировали своих пациентов по телефону (вспомните хотя бы знаменитую рекомендацию Веры Семёновны из «Покровских ворот»: «Резать, не дожидаясь перитонитов!»), а с появлением электронной почты, Skype, WhatsApp удалённые консультации стали повсеместным явлением.

   
   

Опросы, проведённые в московских клиниках, показали, что 2/3 врачей дают рекомендации пациентам по телефону или по электронной почте и считают, что это удобная форма работы с людьми, страдающими хроническими заболеваниями и нуждающимися в постоянном медицинском наблюдении. 

Но одно дело, когда врач по телефону консультирует пациента, которого наблюдает уже много лет. И совсем другое - когда по ту сторону монитора находится человек, которого доктор видит впервые, и ему нужно не только поставить точный диагноз, но и назначить правильное лечение. 

Даже человеку непосвящённому очевидно, что такая ситуация таит массу рисков. 

Кардиограмму - в почту

Сможет ли даже опытный доктор поставить диагноз без осмотра, только на основании жалоб пациента? Кто даст гарантию, что врач, которого пациент нашёл в Сети, - квалифицированный специалист? И самое главное, кто будет нести ответственность, если лечение ухудшило течение болезни?   

«Предполагается, что телемедицина нужна в первую очередь жителям удалённых регионов, где были ликвидированы медучреждения, из-за чего у них теперь нет возможности оперативно попасть к врачу, - поясняет академик РАН, сопредседатель движения «За сбережение народа» Сергей Колесников. - Но сегодня даже в Подмосковье ещё есть места, где Интернет не ловится. Можно ли надеяться, что доступ к врачам по Интернету получат жители Забайкалья и Сибири, где на большей части территории не работает сотовая связь? Хватит ли денег у регионов, чтобы протянуть оптоволоконный кабель в каждый уголок?»

Но даже если удастся в кратчайшие сроки компьютеризировать всю страну (пока к Интернету подключено 6% больниц и поликлиник), нужно будет ещё обучить онлайн-премудростям жителей сёл и деревень (большинство из которых - люди преклонного возраста), чтобы они смогли самостоятельно «вызвать» доктора. Нужно понимать, что ни один порядочный врач не поставит диагноз и не назначит лечение без необходимых исследований. Адепты телемедицины считают, что врачи смогут получать данные (а впоследствии и контролировать состояние телепациентов) с помощью портативных кардиографов или биометрических браслетов со встроенными сим-картами. Но много ли пациентов смогут купить себе это дорогостоящее оборудование? И много ли болезней так можно выявить?      
   

«Возможно, в будущем такая практика и станет рутиной, но пока легче представить себе врача, объезжающего пациентов на ковре-самолёте, чем бабушек, которые по гаджету передают кардиограмму в областную больницу», - считает Сергей Колесников.

Да, дистанционные технологии будут развиваться, но они будут лишь вспомогательным инструментом, который не сможет избавить государство от необходимости содержать в отдалённых местах медпункты и прокладывать дороги, по которым можно будет доставить пациента в больницу.  

Операция в Москве, советы из Техаса 

Однако существует направление телемедицины, которое позволяет врачу из Москвы спасти жизнь пациента, находящегося в Якутии. Это клиническая телемедицина (телемосты между клиниками). 

«Недавно к нам за помощью обратились коллеги из Морозовской больницы. К ним попала девочка с редчайшей патологией - запущенным раком обводной кишки, который дал метастазы в брюшную полость, - рассказывает директор Нацио­нального медицинского исследовательского радиологического центра (НМИРЦ) Минздрава России, академик РАН Андрей Каприн. - Её могла спасти лишь операция, которую в нашей стране детям никто не делал. Мы связались с автором методики (главным детским онкологом из Техасского университета) и организовали прямую трансляцию этой операции для участников международной конференции, которые могли видеть, что происходит, и задавать вопросы хирургам. А главный дет­ский онколог из Техаса давала советы по ходу лечения. Операция прошла успешно, девочка осталась жива. Биопсия, проведённая спустя полтора года, показала, что рецидивов заболевания нет. 

В нашем центре все семинары и мастер-классы, которые проводятся для обучения регио­нальных специалистов, сопровождаются прямыми трансляциями из операционных». 

Сейчас в НМИРЦ налажены многоканальные видеоконференции, позволяющие общаться врачам сразу из нескольких десятков регионов. Во время таких телемостов мэтры онкологической службы консультируют самых трудных пациентов и выбирают для них лучшую тактику лечения. 

Кстати

  • С 2018 г. врачи смогут получить право оказывать пациентам услуги дистанционно. 
  • С 2019 г. - выписывать электронные рецепты (в том числе и на наркотические препараты) и ставить на них свою электронную подпись. 
  • 55%  врачей готовы начать консультировать пациентов удалённо.* 
  • 45%  докторов считают, что дистанционно лечить нельзя.*

*По данным ONDOC - сайта и мобильного приложения для контроля здоровья.