Новосибирск. Лечебные вирусы
Поиски и разработка методов борьбы с онкологическими заболеваниями ведутся в тысячах лабораторий по всему миру, и Новосибирский научный центр здесь не исключение. В лаборатории микробиологии и вирусологии Новосибирского университета работают над получением вирусов, которые способны уничтожать раковые клетки.
Ещё несколько десятилетий назад эксперты установили, что если во время заболевания раком человек заболевает какой-нибудь тяжёлой инфекцией, то иногда опухоль исчезает. До сих пор не очень понятно, почему происходит выздоровление, но в общих чертах этот процесс можно описать как экстренную активацию иммунной системы. Грубо говоря, иммунитет сначала борется с конкретной инфекцией, а потом, поскольку система уже запущена, начинает уничтожать заодно и раковые клетки. Отсюда возникает и высокая температура тела, которую обычно наблюдают у больных. Учёных, в свою очередь, интересуют более сложные вещи — молекулярные механизмы, задействованные в этом процессе.
«В течение последних 20 лет исследователи как раз и вышли на понимание молекулярных механизмов возникновения и развития опухолей, — рассказывает проректор НГУ Сергей Нетёсов. — По крайней мере, в некоторых случаях стало ясно, почему вирусы могут избирательно уничтожать опухоли. Оказалось, что вирусы нацелены на выключение определённых систем «внутренней безопасности» клеток, и если эти системы неисправны, как, например, у раковой клетки, то вирусы поражают её существенно сильнее, чем здоровые клетки. Для усиления данного эффекта нужно искусственно ослабить вирус для здоровых клеток».
Для начала нужно выяснить, есть ли в принципе у какого-то вируса свойства сильнее размножаться на раковых клетках. Затем учёные «вырезают» из вируса кусочки, вызывающие повреждения у нормальных клеток.
Однако далеко не со всеми видами вирусов получается провести такую процедуру. Сравнительно недавно была разработана качественная система тестирования. Исследователи проверяют новый метод на специальных мышах с «выключенной» иммунной системой: подсаживают им разные типы опухолей человека, а затем внедряют выбранный вирус и смотрят, действует ли он или нет. Самое интересное получается, когда этот вирус мышь не убивает и вообще её никак не поражает, но зато раковые клетки исчезают. Следовательно, данный вирус — потенциальное лекарство для конкретного вида рака. После этого проводятся дальнейшие исследования на клетках и на мышах. Самые действенные для раковых и безопасные для нормальных клеток вирусы доходят до клинических испытаний в больницах.
«Пока далеко не всегда понятно, будут действовать разработанные нами вирусы в организме человека или нет. Задача исследователей состоит именно в том, чтобы найти специфические нарушения в раковой клетке и подобрать к ним разрушающий именно эти клетки вирусный штамм. Вот тогда мы и начнём говорить о создании нами нового средства против определённого вида рака».
Сергей Нетесов, куратор исследования, развивает эту тематику еще с 1997 года. В частности, один из препаратов, который тогда был разработан, сейчас находится на второй стадии клинических испытаний. Поскольку средство принципиально новое для России, то отчёт о первом этапе готовился довольно долго, а потом рассматривался и рецензировался в различных отделах Фармкомитета. Новый этап испытаний стартовал около года назад. Такая задержка происходит потому, что данный подход к лечению рака весьма необычен. Некоторые традиционно настроенные специалисты довольно скептически относятся к этим препаратам, да и сами новосибирские учёные всегда тщательно проверяют свои теории, так как ошибок в таком серьёзном деле быть не должно.
Волгоград. Лечение рака печени
Волгоградские медики получили 200 000 рублей за инновационные разработки в области диагностики и лечения рака печени. Деньги по научным меркам совсем не большие, но для врачей особенно дорого признание. Коллектив из шести человек, в числе которых профессора и доктора наук, работал над уникальной методикой свыше трёх лет.
Как признаются медики, в самой системе нет ничего хитрого. «Мы просто объединили под одной крышей весь мировой опыт в лечении подобного рода заболеваний и применили его на практике», — говорит один из руководителей научной группы, врач-гепатолог Евгений Спиридонов. И результат не заставил себя ждать.
Рак печени — один из самых сложных в диагностировании и лечении. Ежегодно он становится причиной смерти нескольких сотен тысяч человек. При этом, отличить рак от других патологических образований с помощью, например, достаточно распространённого ультразвукового исследования, практически невозможно.
«Очаговые заболевания — это целый ряд заболеваний доброкачественной и злокачественной природы, которые характеризуются наличием в печени некоего образования, — рассказывает Евгений Спиридонов. — Чаще всего эти образования клинически никак не проявляются и обнаруживаются совершенно случайно. Например, пациент попадает с приступом острого холецистита, ему делают УЗИ и случайно доктор-узист находит какое-то образование. Проблема ещё в том, — добавляет доктор, — что все эти заболевания чаще всего дают одинаковую ультразвуковую картинку. Большая опухоль может оказаться доброкачественной, не требующей лечения, а может оказаться и саркомой печени, когда при таких больших размерах уже поздно что-либо делать. Разные диагнозы, разный подход к лечению и разный исход. И тут уже главное, чтобы мы не только нашли всё это, но и поставили правильный диагноз и правильно вылечили пациента».
Свой вклад внесли в разработку и врачи диагносты. Евгений Спиридонов с гордостью демонстрируют лабораторию, в которой проводят компьютерную томографию. В результате исследования врач получает необычайно чёткую картинку, на которой различаются не только все границы опухоли, но и видно сосуды, питающие её.
Ещё одна гордость волгоградских медиков — уникальный аппарат для проведения рентгено-контрастного исследования сосудов с использованием углекислого газа. Этот аппарат — реальная рабочая модель, прошедшая клинические испытания. Углекислый газ, а не специальный контраст, вводится пациенту дистанционно, вне зоны рентгеновского облучения для доктора. При этом контраст углекислым газом дает такую же картину, как и при использовании дорогостоящего вещества — контраста.
Все эти технологии — часть медицинского стандарта, придуманного в Волгограде. Учёные разработали не лекарство, а алгоритм и соответствующую тактику лечения, которая уже даёт хороший результат.
Случайные находки
«Процент выявляемости сейчас стал значительно больше, — говорит заведующая отделением лучевой диагностики Галина Семилетова. — "Наши" заболевания, конечно, имеют возрастные рамки, например, поликистоз печени характерен для женщин после 40 лет. Но случаются, что называется, и открытия. Буквально на днях у нас был молодой человек, у которого на УЗИ не увидели образования, а мы нашли. В данный момент сказать доброкачественное оно или нет — невозможно. Пациент был шокирован. А всё благодаря чёткому глазу Евгения Геннадьевича».
«Пациента ничего особо не беспокоило, — добавляет Евгений Спиридонов. — Это реально была находка».
Такие находки у хирургов в последнее время происходят всё чаще и чаще.
«В России всегда увеличение количества заболевших связано с улучшением качества диагностики, — уверен доктор Спиридонов. — Частота заболеваемости примерно одинаковая. Когда-то выявляли меньше, а сейчас стали выявлять больше, потому что широко внедрены в любом медицинском учреждении скриннинговые методы исследования».
При этом, по словам врачей-диагностов, вместе с онковыявляемостью, параллельно растёт и количество людей, страдающих канцерофобией — боязнью заболеть раком. Говорят, что здоровые люди просто так делают УЗИ крайне редко. Чаще всего обращаются те, кто боится заболеть или пожилые люди, желающие привлечь к себе внимание родственников. Тех же, кто действительно заботится о здоровье своей печени, в первую очередь, по мнению докторов, должны насторожить такие симптомы как зуд, пожелтение, проблемы с пищеварением и стулом.
«Мы работали над этим всю жизнь, — говорит заведующий хирургическим отделением № 1 Сергей Михин, — три года у нас заняло только оформление документов для того, чтобы представить то, какими технологиями мы владеем и какие у нас перспективные наработки. А в целом, этими заболеваниями клиника занимается с момента основания. Печень — действительно один из самых сложных органов человеческого организма, — подчеркивает учёный (Михин много лет занимается лечением и изучением циррозов печени — прим. ред.), — именно этот орган часто подвергнут различным патологическим процессам».
«Особенность современной медицины в том, что она рождается на стыке наук, — считает профессор Павел Мозговой, один из членов коллектива хирургов, получивших премию. — И именно благодаря многопрофильности стало возможным создание общего компромисса — нашего алгоритма».
Также
Работа над новыми способами диагностики и лечения рака ведётся в десятках регионов России. На Алтае открылся российско-американский противораковый центр. Первая задача учёных — провести исследования новой технологии анализа предрасположенности к раку по одной капле крови. Если апробация пройдёт успешно и эффективность докажут, алтайские учёные могут стать первыми разработчиками быстрой и очень дешёвой технологии ранней диагностики рака.
Новосибирские учёные пошли по иному пути — научились распознавать рак на ранней стадии через нанодиагностику мочи. Идея основывается на анализе скорости осаждения эритроцитов крови. Учёные-физики создали спектрометр для лазерной диагностики наночастиц в жидкости и выяснили, какие размеры частиц являются нормой, а какие — сигнализируют о заболевании. Достоверность анализа превышает 85%, говорят учёные. С таким анализом справится любой человек в домашних условиях — он проще, чем анализ крови.
Нижегородские учёные разработали принципиально новый метод лечения злокачественных заболеваний, он не имеет аналогов в мире и в будущем может дать надежду на выздоровление даже пациентам с метастазами.
В методе объединены две инновационные технологии — генная и фотодинамическая терапия. В опухолевую клетку встраивается ген белка KillerRed. Он резко повышает её чувствительность к свету и обладает свойством флуоресценции, что позволяет хорошо видеть опухоль с помощью оптического флуоресцентного томографа. Клетка, в которую встроен ген, начинает сама производить белок KillerRed. Прорастает опухоль в окружающие ткани или даёт отдалённые метастазы — в ней всё равно присутствует этот ген.
Если на опухоль, содержащую Killer-Red, воздействовать лазером, в ней образуется активный кислород, разрушающий раковые клетки. Здоровые ткани при этом не страдают. Такое лечение, в отличие от химио- и лучевой терапии, безвредно для организма.