Врачи, которых ещё 2–3 года назад, в разгар пандемии ковида, все были готовы носить на руках, сегодня всё чаще оказываются под прицелом критики, а то и судебных исков.
Пациенты жалуются на хамство и неквалифицированную медицинскую помощь. Доктора в ответ ссылаются на усталость и низкие зарплаты. Хватает и фактов самого настоящего криминала. В новостях нередко мелькают страшные истории о смерти пациента после посещения стоматолога или в результате операции у пластического хирурга.
За что сажают врачей
В Тамбовской области врача судят за то, что он отправил «тяжёлого» пациента в другую больницу, из-за чего было потеряно время для оказания неотложной помощи. В итоге пациент скончался.
За ненадлежащее исполнение своих обязанностей, повлекшее осложнение состояния пациента, был осуждён врач из Карелии. В апреле 2022 года он не оказал помощь обратившейся к нему женщине. Её еле спасли, пришлось вызывать санавиацию.
В Подмосковье на скамье подсудимых оказался хирург, который сначала неправильно поставил пациенту диагноз, а потом провёл неудачную операцию. Человека не перевели в реанимацию, и он погиб от кровопотери.
Одним из самых резонансных стал судебный иск к врачам Елене Белой и Элине Сушкевич из Калининграда. И. о. главврача роддома и анестезиолога-реаниматолога обвинили в смерти недоношенного ребёнка весом 700 граммов. Обвинение настаивает, что ребёнку намеренно ввели не тот препарат. Защита считает, что малыш умер не из-за действий врачей.
На сторону коллег встали представители медицинского сообщества, обвинение же давило на общественность фактами о подлоге документов. Присяжные во время первого заседания в декабре 2020 года оправдали докторов, но в августе 2022 года другой состав коллегии признал их виновными. Сушкевич получила 9 лет лишения свободы, Белая – 9,5 года. Первую кассационную жалобу врачей не удовлетворили. 5 декабря Верховный суд рассмотрит повторную кассацию.
Вердикт: невиновен
Стоит отметить, что случаи оправдательных приговоров в отношении врачей не так уж и редки. Например, совсем недавно в Санкт-Петербурге суд оправдал медика после внештатной ситуации на операционном столе. Во время манипуляций с применением легковоспламеняющегося дезинфицирующего средства пациент там в буквальном смысле загорелся. Суд постановил, что вины доктора в этом нет.
В Брянской области оправдали врача, которого обвиняли в гибели пациентки во время реанимационных действий. Тут обнаружились обстоятельства, помешавшие проведению «спасительных» процедур.
Ещё одно громкое обвинение в адрес врача было отменено в Екатеринбурге, где медика оклеветали, заподозрив в педофилии. Коллеги и знакомые подписали петицию в его защиту. Доказательствами невиновности стали видеозаписи и показания свидетелей.
На доктора с кулаками
Справедливости ради надо сказать, что проявления агрессии пациентов в адрес врачей тоже не редкость. Лишь за первое полугодие 2023 года зафиксировано 820 таких случаев. Недовольные тоном врача, несогласные с назначенным лечением больные порой кидаются на медиков с кулаками, доказывая свою правоту.
Эксперты говорят, что на этом фоне не стоит удивляться нехватке квалифицированных медицинских кадров в стране. Врачи просто бегут из госучреждений в коммерческие клиники. Там они, конечно, тоже не застрахованы от конфликтов с пациентами или проблем с правоохранителями, но хотя бы получают за эти риски более высокую зарплату.
Мнение: дело не только в зарплатах
– Да, врачи из государственных больниц нередко уходят в частную медицину. Но дело тут не в каких-то громадных зарплатах. В первую очередь это вопрос спокойной работы. Сейчас в обычной больнице пациенты могут пожаловаться даже на то, что доктор «неправильно посмотрел» или «не по-доброму ответил». Не задумываясь, что он тоже живой человек и может, например, плохо себя чувствовать. После каждой жалобы много времени уходит на объяснения, извинения и т. д. А в случае суда прибавляется ещё и общественное давление. Нельзя сказать, что в частных клиниках не бывает судебных исков, но там руководство больше этого опасается, а потому пытается обелить свою репутацию, решить вопрос в досудебном порядке или предоставить сотрудникам адвокатов. А в госбольнице больше шансов попасть под увольнение даже в случае выигранного суда.
Врачей чаще всего судят по статье об оказании услуг, «не отвечающих требованиям безопасности». Но работа врача – это не услуга. Мы не плотники или парикмахеры, где работа чётко регламентирована, а ошибка вряд ли может быть фатальной. На нашу работу влияет много факторов. Включая, например, сведения, о которых пациент умалчивает, но от которых зависит лечение.
Комментарий
Как найти баланс между интересами врачей и пациентов?
Глава Комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев:
– Сегодня основная и самая сложная задача – найти баланс между интересами пациентов и врачей. Первым необходимы качественная медпомощь и полное соблюдение их прав. Вторым – нормальные условия для осуществления их профессиональной деятельности, уменьшение неоправданного давления силовиков. Из-за этого давления не только молодые врачи, но и опытные специалисты постоянно испытывают напряжение. На статус профессии это влияет негативно. Врачи уходят из практики.
Приведу пример. Врач-онколог наткнулась в соцсетях на некую «травницу», которая позиционировала себя специалистом в области лечения онкозаболеваний и ВИЧ. Доктор пыталась уточнить квалификацию «специалиста» и выражала обеспокоенность тем, что подобная деятельность опасна для окружающих. И что, вы думаете, сделала травница? Подала в суд иск о защите деловой репутации. То есть врач, который пытался защитить пациентов, должен теперь защищаться сам?
Ещё момент: в статье 238 УК РФ, по которой часто рассматриваются медицинские споры, речь идёт об оказании услуг. И в этом большая парадоксальная загвоздка: медики оказывают «услугу» или всё же «медицинскую помощь»? Как найти правильный выход? Менять Уголовный кодекс? Это не так просто и вызывает непонимание со стороны правоохранительных органов.
Если речь идёт о смерти пациента или получении тяжёлых последствий неправильного лечения – вопрос обращения в суд объясним. Но ведь нередки случаи, когда пациенты идут с жалобами на «неправильный тон» или «долгое время приёма». Такие вопросы можно было бы решить с помощью процедуры медиации (через независимого посредника. – Ред.), на нейтральной территории, в досудебном порядке. Но на сегодняшний день этот метод в России непопулярен.