Проверить лекарство. Зачем в России введена маркировка?

Россияне страдают от контрафакта настолько, что даже готовы переплачивать за качественный и безопасный товар, следует из опроса ВЦИОМа. С нелегальной продукцией сталкивались 40%, но что самое печальное, 18% ее покупали. Снижение количества нелегальной продукции участники опроса прогнозируют за счет цифровой маркировки: по мнению 56% россиян, это повысит защищенность покупателей от приобретения нелегальных товаров и увеличит ответственность производителей и магазинов перед покупателями (60%).

   
   

С 1 июля в России вводится обязательная цифровая маркировка лекарств, обуви и сигарет. Обувь и табачная продукция без нее запрещены, а произведенные ранее немаркированные лекарства могут реализовываться до окончания срока годности.

Как заявляют производители всех товаров — как большие, так и малые — цены от маркировки для людей могут снизиться, потому что с рынка уйдет вся непонятная продукция и останутся только ответственные предприниматели, которые станут больше зарабатывать и правильно конкурировать, снижая цены для покупателей. Так происходит и в других странах, где подобная мера уже работает.

«Цель системы — гарантировать приобретение качественного и легального товара, защитить интересы легального бизнеса и обеспечить безопасность потребителей», — сообщает Роспотребнадзор.

Код маркировки уникален, он наносится на упаковку еще на заводе и позволяет проследить весь путь товара: от производства до прилавка магазина или аптеки. Любой покупатель сможет отсканировать его с помощью бесплатного мобильного приложения «Честный знак» и получить подтверждение легальности продукции, а также всю информацию о товаре, включая страну-производителя, срок годности, состав и даже данные о его возврате предыдущим покупателем, если такое имело место.

Проверить все

Приложение уже скачали около 800 тысяч человек, просканировано 7 млн товаров, сообщает оператор маркировки — ЦРПТ. Больше всего оно популярно у жителей Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Хит сканирований — коды обуви, их проверили около 3 млн раз.

Приложение также расскажет, где поблизости есть товар, который вам нужен, какие на него цены в округе, покажет инструкцию на лекарство и напомнит, когда истекает его срок годности. До 31 июля в нем идет акция для пользователей по всей стране. Самые активные и ответственные люди, которые чаще всего проверят товары и лекарства, смогут выиграть по 50 тысяч рублей.

   
   

Что интересно, проверить товар можно еще до покупки. Если возникли сомнения — не тратить деньги. И поскольку код печатается на упаковке, то с его помощью можно проследить, что продают самым уязвимым слоям населения. Например, пожилым. Сделать это можно даже по фотографии кода — и с этим способно справиться даже большинство людей старшего возраста. А уж молодежь тем более сможет проверить и объяснить своим бабушкам и дедушкам, что это за лекарство, где произведено, записать срок годности и напомнить пожилому родственнику о его истечении. Кстати, если лекарство уже где-то продано, то вашего родственника обманули. Тоже повод задуматься.

Лекарства — одна из самых больных тем для россиян. Неслучайно большинство респондентов ВЦИОМ — 52% — считают маркировку необходимой для медикаментов. Широкую поддержку получила маркировка продуктов питания (45%), молочной продукции (19%), алкоголя (15%), товаров и продуктов для детей (14%).

Потому что маркировку обмануть нельзя. А вместе с ней и людей тоже.