Покой приёмного покоя. Приемное отделение Склифа работает в новом формате

Ещё недавно здесь было, как в сериале «Склифосовский»: шумно и многолюдно. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Теперь не пациент ходит по кабинетам врачей приёмного покоя, страдая от боли в очередях, а все врачи и медсёстры приходят к нему, что ускоряет процесс постановки диагноза в разы. Причём это преобразование, кардинально изменившее подход к пациенту, серьёзных финансовых вложений не потребовало.

   
   

Без барьера

Когда попадаешь в больницу с журналистским заданием, всё равно настороженно смотришь на стационар глазами потенциального пациента: чего ожидать, если и тебя однажды привезёт сюда скорая помощь? В коридорах тишина, почти никого - первое впечатление от приёмного отделения Склифа. В холле лёгкий аромат кофе, мерцает большой экран телевизора. По иронии судьбы, как раз идёт сериал «Склифосовский». Вот там то самое приёмное отделение, которое мы рисуем себе в воображении: самое многолюдное и шумное место любого стационара.

В институте им. Склифосовского ещё пару месяцев назад оно тоже было примерно таким. Почему же сейчас нет суеты, очередей и столпотворения каталок, хотя по-прежнему сюда приезжают 150 пациентов в сутки, врачи скорой и родственники? Директор Сергей Петриков показывает главные изменения.     

Первая очередь, в которую раньше попадали пациенты и врачи скорой, ждала их у реги­стратора. Окошко в стекле реги­стратуры находилось низко. Врач скорой «кланялся» сотруднику регистрационной службы и, замерев в поклоне, диктовал сведения, необходимые для открытия истории болезни. «Мы увеличили количество регистраторов с двух до четырёх человек, поэтому очередь изживается полностью, - рассказывает С. Петриков. - Стекло убрали, регистратура стала открытым пространством. В первый день регистраторам было непривычно общаться с пациентами без барьера».  

Институт им. Склифосовского имеет много отделений, часть из которых не найти больше нигде. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Дальше прежний маршрут пациента вёл его в длинный коридор, где на стульях и каталках томительно ожидали приёма у врачей-специалистов его собратья по несчастью. После долгожданного осмотра больной занимал место в новых очередях для прохождения обследований. В одном кабинете УЗИ, в другом - рентген, в третьем - кардио­грамма и т. д. «К моменту постановки диагноза человек зверел», - вспоминает напряжённые будни директор. 

Сейчас коридоры абсолютно пусты. После регистрации пациенты направляются в палату, где ложатся на кровати, разделённые шторами на небольшие личные пространства. На так называемой диагностической койке их осматривают врачи, там же у них берут анализы и проводят обследование с помощью мобильных ультразвуковых и рентгеновских аппаратов. 

«Первыми, от кого я услышал, что им нравится новый подход, были врачи ультразвуковой диаг­ностики, - отмечает С. Петриков. - До этого они сидели в кабинете, осаждаемые пациентами». 
Кто попадает в Склиф?

   
   

Кто же попадает в Склиф? Врач скорой помощи ставит предварительный диагноз и связывается через мобильный терминал с отделом медицинской эвакуации. Там отслеживается наличие в больницах города свободных коек, в том числе реанимационных, и аппаратуры, крайне важной для спасения пациента. Например, в том месте, куда привезут больных с подозрениями на инфаркт или инсульт, не должна быть занята ангиографическая установка. Если для конкретного больного подходят лечебные условия института им. Склифосовского, значит, его привезут сюда. 

Больница имеет много отделений, часть из которых не найти больше нигде. Пациенты заполняют их регулярно, однако случаются пики по обращениям. Предположим, сейчас, летом, переполнено ожоговое отделение. Очень много пострадавших от жидкости для розжига костров и от борщевика.  
Но вернёмся в приёмное отделение. Пациенты делятся на несколько потоков. Одни находятся в очень тяжёлом состоянии и поступают в противошоковую реанимацию или операционную. Других после доставки на скорой госпитализируют в соответствующее отделение или выписывают, оказав первую помощь. В ситуации не ясного сразу диагноза пациента оставляют в приёмном отделении на сутки для дальнейшего наблюдения. Третий поток - пациенты, обратившиеся в больницу самостоятельно. Допустим, при сильных болях в голове человеку измеряют артериальное давление, делают электрокардиограмму и, по необходимости, компьютерную томографию головного мозга, его консультирует невролог. Боли в животе - показание к ультразвуковому и рентгенологическому исследованию брюшной полости, анализу крови и осмотру хирургом и гинекологом. По результатам диагностики происходит выписка или госпитализация.

Кстати:
Ни в одном мегаполисе мира нет того, что в ближайшие месяцы воплотят сперва в институте им. Склифосовского, а затем распространят на всю Москву. К единой информационно-аналитической системе ЕМИАС, куда заложена информация о пациентах столичных поликлиник, подключатся больницы. И тогда в приёмном отделении стационаров врачам будет доступна амбулаторная карта больного.

Подключат всех!

За образец новых приёмных отделений взяты зарубежные аналоги, потому что в России такой опыт отсутствовал. Однако ни в одном мегаполисе мира нет того, что в ближайшие месяцы воплотят сперва в институте им. Склифосовского, а затем распространят на всю Москву. К единой информационно-аналитической системе ЕМИАС, куда заложена информация о пациентах столичных поликлиник, подключатся больницы. И тогда в приёмном отделении стационаров врачам будет доступна амбулаторная карта больного, что особенно актуально, если тот доставлен без сознания.  

...После интервью я прощалась с Сергеем Петриковым на крыльце приёмного отделения. Скорые подъезжали под оглушительный шум вертолёта - он доставил очередного пациента. «Наша больница готова госпитализировать людей практически с любыми заболеваниями. Но мы рады, что у некоторых посетителей прямо здесь, в приёмном отделении, боль проходит и человек отправляется домой», - говорит директор.

Мнение:

«Одна из основных проблем в наших клиниках - это приёмное отделение, логистика, как приняли пациента, как направили, сколько он провёл в приёмном отделении, - сказал посетивший институт им. Склифосовского мэр Москвы Сергей Собянин. - Пациент приходит с серьёзной проблемой, он сам по себе в состоянии, близком к шоковому, и, когда он встречает глухую стену непонимания, у него ощущение от здравоохранения, от клиники негативное. Наша задача - перевести на новые стандарты приёмные отделения не только Склифа, но и ведущих клиник столицы». 

Кстати:

Институт им. Склифосовского первым в Москве ввёл круглосуточное дежурство медицинских психологов. Они работают с пациентами, находящимися на диагностических койках, а если человека после обследования госпитализировали и он нуждается в поддержке, психолог навестит его в отделении.

Но Склиф не был бы Склифом, если бы не распространил психологическую помощь даже на родственников пациентов. Данные специалисты постоянно дежурят в холле приёмного отделения. Плачущие, ходящие из угла в угол или, наоборот, безучастные люди не остаются один на один со своими переживаниями.

«Мы подходим сами и предлагаем человеку поговорить, - описывает методику работы медицинский психолог Мария Суботич. - Случаи разные: от сильных тревожных состояний до переживания утраты. У психологов нет полномочий давать лекарства. Наше лечение заключается в том, чтобы выслушать, объяснить, что происходит, мы обучаем несложным релаксационным техникам или предлагаем послушать в наушниках аудио­записи со звуками природы и расслабляющими упражнениями».  

Согласитесь, язык не повернётся назвать это сухим словом «пациентоориентированность», хотя это она и есть. 

Смотрите также: