Военно-морские силы США объявили о том, что флот готов прийти на помощь гражданской медицине во время пандемии вируса COVID-19. Один огромный плавучий госпиталь на 1000 коек Mercy уже принимает пациентов в Лос-Анджелесе, однотипный Comfort — в Нью-Йорке. Оба города, как известно, лидируют по количеству инфицированных коронавирусом в США. А как с госпитальными судами обстоит в нашем флоте?
Три из пяти
«У нас госпитальные суда (ГС) тоже есть, — сообщил «АиФ» кандидат военных наук, профессор Борис Усвяцов. — Правда они не такие большие и современные, как у американцев. В 70-80-х годах в социалистической Польше по заказу ВМФ СССР были заложены 5 судов проекта 320 "Обь". До наших дней дожили всего 3.
В их задачу входило медицинское обеспечение советских оперативных эскадр в отдаленных районах мирового океана. Напомню: 5-я эскадра тогда действовала в Средиземном море, 8-я — в Индийском океане и т. д. Что эти суда делали на практике: чаще всего на них проходили профилактические осмотры, диспансеризацию и просто отдыхали подводники. Попадали туда и члены экипажей надводных кораблей, но людям с подлодок всегда тяжелее. Во время дальних походов 30% экипажей подводных лодок могли отдыхать на госпитальном судне, а 70% несли службу на лодке. За 5-6 дней весь экипаж проходил через ГС. Даже если у них не было отмечено заболеваний и хворей, которые периодически проявляются у самых здоровых людей, то банально увидеть небо и вдохнуть свежий морской воздух — тоже очень важно для подводника».
100 коек и бассейн
«Что же представляли собой советские госпитальные суда? — продолжает Усвяцов. — По тем временам это были вполне современные и даже комфортабельные плавучие госпитали. Длина — 150 метров, экипаж — 120 человек, включая порядка 80 медиков. Рассчитан на 100 коек для больных и 200 для отдыхающих. На борту даже предусмотрели крытый бассейн! Есть хирургическое, реанимационное, терапевтическое, инфекционное отделения.
В советские времена персонал ГС держался за свои места — за дальние походы платили, как за заграничные командировки. Однако после распада СССР все это хозяйство стало приходить в упадок. При министре обороны Сердюкове штаты большинства госпитальных судов были окончательно разогнаны с мотивировкой: нет боевой службы в удаленных районах — нет и потребности.
По моим данным, ГС "Енисей" на Черноморском флоте давно не выходил в море и не используется в качестве плавучего госпиталя. Максимум — как гостиница и поликлиника. Та же история с ГС Северного флота "Свирь", которое в последний раз выходило в море в 2000 г. для медицинского обеспечения поисков подлодки "Курск". "Свирь" и "Енисей" вряд ли можно использовать даже в качестве стационарных госпиталей. Если медицинское оборудование не поддерживать в рабочем состоянии, оно неизбежно ветшает, как и любое другое оборудование. Так что единственное, чем эти ГС могут помочь, — стать местом карантина по коронавирусу. Подозреваю — при значительных вложениях в их переоборудование (про персонал я уже сказал). Но в этом случае, пожалуй, дешевле вкладывать средства в наземные больницы».
Одно из трех
Кроме этих двух госпитальных судов, в ВМФ России остается всего одно ГС — «Иртыш» во Владивостоке, на Тихоокеанском флоте. Это самое современное из судов польской постройки — оно было спущено на воду в 1989 г. По данным портала korabel.ru, «Иртыш» сравнительно недавно, в 2016-2017 гг., прошел серьезную модернизацию. На судно было установлено современное медицинское оборудование — рентгены, установки УЗИ, современные хирургические и реанимационные комплексы, а также медицинская лаборатория последнего поколения. Судя по тому, что «Иртыш» принимал учения в недавних учениях Тихоокеанского флота, с экипажем и медицинским персоналом на судне также все в порядке.
Вот как раз «Иртыш» и мог бы при принятии соответствующего решения как-то помочь при эпидемии каронавируса. Остальные госпитальные суда ВМФ России к этому, увы, не готовы.