Перевернутая пирамида здравоохранения. Чьи приоритеты важнее?

Многие из нас слышали о так называемой пирамиде потребностей Маслоу, которую очень часто рисуют в книжках по популярной психологии. Это упрощенное представление идей американского психолога Абрахама Маслоу, изложенных еще в 1943 году в книге «Теория человеческой мотивации». В разных интерпретациях эта пирамида состоит из нескольких уровней: на нижнем расположены самые простые физиологические потребности (утоление голода, жажды и пр.), далее следует потребность в безопасности, еще выше — потребность в социальных связях и так далее вплоть до вершины пирамиды, на которой находятся потребности в творчестве и самореализации. 

   
   

Предполагается, что если у человека не удовлетворены базисные потребности, то ему не до самореализации и творчества. По крайней мере, это так для большинства людей. Так вот, если провести аналогию с потребностями общества, какой-либо важной его сферы, то до тех пор, пока не решены базисные проблемы — достаточно ресурсов, работающая инфраструктура, — любые перестановки в управлении, цифровизация и прочие попытки перекрасить фасад при разрушающемся фундаменте обречены на провал. 

Судя по тому, что россияне думают о проблемах российской медицины, мы все еще далеки от решения многих базисных проблем. Сегодня директор ВЦИОМа Валерий Федоров озвучил данные всероссийского опроса о том, как общество оценивает ситуацию в здравоохранении. Что касается пандемии, то здесь наши граждане в целом дали положительную оценку мерам, которые предприняло государство. 

22% опрошенных оценили действия властей и медиков как «сверхусилия»: по их мнению, сделали даже больше, чем могли. 48% отметили, что система здравоохранения сделала «все возможное в этой ситуации, ни больше, ни меньше». И только 23% полагают, что борьба с эпидемией была провалена, а сделано было слишком мало. Получается, что, по мнению большинства россиян, система в целом работает, причем неплохо. Тем не менее, когда участников опроса спросили об основных проблемах в медицине, оказалось, что системе не хватает как раз самых базисных вещей: ресурсов. 

Ответы на вопрос «Какие задачи в области улучшения здравоохранения, на Ваш взгляд, должны быть приоритетными?» распределились следующим образом (вопрос предполагал возможность выбрать до 3 вариантов ответа). 45% респондентов указали на нехватку лекарств и необходимость ликвидации дефицита препаратов. На втором месте — укомплектование штата медицинского персонала, так ответили 39% опрошенных. На третьем месте — расширение сети фельдшерско-акушерских пунктов на селе и в малодоступных территориях, на эту проблему обратили внимание 34%. 28% (4 место) считают приоритетной задачей обеспечение денежных выплат медикам, работающим с больными COVID-19. И так далее.

Последнее место по значимости делят как раз вопросы, которые, как показывает практика последних лет, больше всего заботят управленцев от здравоохранения: развитие информатизации и электронных услуг и повышение качества работы страховых компаний. Эти варианты набрали даже меньше ответов, чем вариант «Другое»: по 7% против 11%. 

В этом году Госдума приняла законопроект об очередной реформе ОМС, согласно которой полномочия и ресурсы перераспределялись от страховщиков в пользу Фонда обязательного медицинского страхования, который также наделялся функцией страховщика. Помнится, активно против выступали пациентские организации: по их мнению, фонд, подчиненный Минздраву, будет заведомо менее строгим контролером для медицинских организаций. Тогда их не послушали. Теперь вот медицинскую экспертизу хотят передать Национальной медицинской палате: пациенты опять против, ведь налицо снова конфликт интересов. И вот уже опрос общественного мнения показывает, что люди жалуются не на то, что кто-то кого-то не так контролирует. Не в контроле дело. Когда ты начальник, если не хватает инструментов и работников, никакое дело не пойдет. А выходит сейчас именно так: не хватает врачей и лекарств, а нам предлагают очередные реформы управления. 

   
   

Люди считают, что система выдержала удар. Даже в условиях дефицита ресурсов (а у кого их много? — такой эпидемии не ожидал никто) наша система здравоохранения выдержала. Так, может быть, лучше подумать о том, какую реальную поддержку оказать ей сейчас, нежели без конца экспериментировать с «цифрой» или в очередной раз перекраивать систему управления?