Оптимизируй это. Как исчезают сельские больницы

Виталий Колбасин / АиФ

Корреспондент АиФ.ru побывал в российской глубинке, хуторе Божковка Ростовской области, где программа по оптимизации здравоохранения привела к сокращению медицинского персонала и закрытию единственной в округе больнице.

   
   

Один доктор вместо девяти

В назначенный день селяне хутора Божковка Ростовской области собрались на сход перед сельским Домом культуры. Тема разговора — прекращение работы больницы в старом здании. 

Начинается дождь, но никто не расходится. Божковцы возмущены ещё и тем обстоятельством, что Дом культуры, где намечена встреча, — на замке. Объявление на двери гласит, что глава Божковского сельского поселения Виктор Гуцалюк уехал в соседний посёлок Тополёвый, где отчитывается перед населением об итогах деятельности администрации за первое полугодие.

Несмотря на дождь, хуторяне собрались, чтобы выразить свою позицию по закрытию больницы. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

«Сельского главу мы уведомляли о встрече за неделю вперёд и просили прийти, но чиновник неожиданно уехал», — говорит жительница хутора Алла Мельник.

Закрытием местной больницы жители обеспокоены, потому что медицинская помощь и сейчас не то чтобы очень доступна. Последний раз скорая в Божковку приезжала в начале года — женщина с инсультом ждала ее три часа. Машина ехала из хутора Лихого, в 60 километрах от Божковки. «А без больницы наш хутор остаётся совсем беспомощным», — волнуются на сходе.

Зоя Илларионова раньше работала в Божковской больнице, сейчас она на пенсии.

«Раньше был стационар на 30 коек, здесь лечились люди из дальних деревень. Мы ведь административный центр поселения. Пациентов хорошо кормили, лекарства поступали импортные, не знали проблем с перевязочным материалом», — вспоминает она.

   
   

Теперь же здание амбулатории закрывают по причине его аварийности. Ремонтировать не будут. Вместо него установят модуль фельдшерско-акушерского пункта (ФАП), где будут работать два человека — фельдшер и врач-акушерка. Остальных сократят. В конце августа приказ о сокращении медперсонала вступает в силу. Модуль ФАП, по плану, установят в 2019 году. Получается, хутор на полгода может остаться вообще без обслуживания врачей.

Сейчас в старом здании штат укомплектован девятью врачами, которые оказывают неотложную помощь, в том числе делают анализы, лечат зубы.

Божковская больница осталась единственной в своём высоком статусе в округе. В соседних хуторах Чернецов, Чекунов, Володарский закрыли подобные пункты, поставив ФАПы. Помещения в них такие тесные, что если придут на приём два человека, то одному нужно будет ожидать своей очереди на улице. 

Жители близлежащих деревень продолжают ездить за медпомощью в Божковку, потому что многих услуг новые ФАПы не оказывают.

Зоя Илларионова раньше работала в сельской больнице, теперь она на пенсии. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Чтобы сделать прививку — нужно ехать в город?

Теперь божковцы будут вынуждены сами отправляться за медпомощью в соседний посёлок Тополёвый. Но сообщения никакого нет, добраться туда можно двумя путями: или проситься на рабочий автобус (он развозит людей на шахты), или пешком. 

Можно поехать в больницы хутора Лихой или города Каменск-Шахтинского, но туда также нет рейсового транспорта. Селяне научились добираться вскладчину, чтобы было дешевле платить за такси.

«Теперь, чтобы сделать детям прививку, сдать кровь, нужно ехать в город? — возмущается жительница хутора Жанна Ефименко. — А там ещё вопрос — попадешь ли в кабинет? Очереди ведь большие. Больница у нас всегда была намного лучше, чем в соседних деревнях. Её бы отремонтировать — стены крепкие, корпус просторный, тёплый зимой, у меня бабушка работала там много лет, пока на пенсию не ушла».

Божковцы собрали подписи за сохранение больницы в хуторе. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Одна из главных причин оптимизации Божковского медучреждения — то, что в хуторе проживает 1100 человек. А населенные пункты, где численность людей меньше двух тысяч, попали по распоряжению Министерства здравоохранения РФ под реорганизацию. 

По мнению заместителя главного врача районной больницы г. Красного Сулина и Красносулинского района Елены Кирсановой реорганизация Божковской амбулатории никаким образом не повлияет на оказание медпомощи населению:

«Амбулатория преобразуется в фельдшерский пункт, и от смены названия качество оказания помощи местным жителям не поменяется ни в дневное, ни в ночное время. Ни один житель не будет лишен оказания помощи, она наоборот станет лучше, поскольку будет набор новых сотрудников трудоспособного возраста, а сотрудники пенсионного возраста и старше тоже не будут ущемлены», — прокомментировала она ситуацию корреспонденту АиФ.ru. Однако, почему 1 врач лучше 9, так и не пояснила. Бросила трубку.

В хуторе проживает около 200 детей, не считая тех, кто приехал сюда на летние каникулы. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Приказ о сокращении

Фельдшер Надежда Чернова работает в Божковской больнице 25 лет, сейчас она старшая. 

«Раньше здесь были кухня, прачечная, роддом, детское отделение. Имелся служебный автомобиль, люди лечились даже из районного центра — города Красный Сулин», — показывает помещение Надежда Чернова.

Оптимизация больницы началась в 1998 году: закрыли круглосуточный стационар, затем не стало дневного стационара. С начала 2018 года сократили машину, которая возила больных в райцентр — город Красный Сулин. Больница стала называться амбулаторией, но продолжала оказывать неотложную помощь, в том числе в выходные и праздничные дни. Но недавно ночной пост закрыли, а затем объявили, что амбулатория закрывается и вместо неё поставят фельдшерско-акушерский пункт.

Надежда Чернова работает в сельской больнице с 1992 года. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

«Мы подписали приказ о сокращении с 26 августа, ФАП поставят только в 2019 году, а до тех пор здесь будут находиться фельдшер и акушерка. Но кто будет работать? Крыша течёт, внутри помещения сыро, страшно бывает здесь находиться — заползают змеи, речка ведь рядом», — поясняет она. 

Здание больницы местные власти когда-то планировали отремонтировать, составили смету, но планы так и остались на бумаге. Сейчас помещение аварийное, потому что на крышу упали два тополя и повредили кровлю. 

«Мы предлагали сделать ремонт — но нас не услышали», — говорит фельдшер.

Жители приходят сюда каждый день за помощью. Пенсионер Пётр Щебельсков говорит: «Поехать куда-то за медикаментами — это 500 рублей на бензин. А тут рядышком, хотя бы первую помощь получить, сделать капельницу. Ну и может ночью что-то случиться. Больница — обязательно нужна, без неё никак».

Заместитель главы администрации Красносулинского района Валерий Шаповалов считает, что оптимизация подразделений районной больницы пойдет на пользу жителям хутора: 

«Речь не идёт о закрытии больницы — это оптимизация структурных подразделений районной больницы. Медицинская помощь от этого станет только лучше», — уверен он. 

В беседе с корреспондентом АиФ.ru Валерий Шаповалов подчеркнул, что районная власть просит областных начальников, чтобы новый ФАП открыли уже в нынешнем году, а не в 2019-м. Также он отметил, что есть договоренность о том, что больных Божковки будет забирать машина медпункта Тополёвый.

Сельская больница доживает последние дни. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

В хуторе пока не нашлось желающих на вакантные должности фельдшера и акушерки в новый ФАП. После оптимизации медучреждения у персонала объём работы увеличится, а зарплата останется прежней.