Новые механизмы. Задачи и цели онкологической службы РФ обсудили на ВЭФ

Заместитель директора по реализации федеральный проектов ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина» Минздрава России Тигран Геворкян. © / Татьяна Меель / АиФ

Специалисты-онкологи «НМИЦ онкологии имени Блохина» плотно взаимодействуют со специалистами на Дальнем Востоке, проводят обучения и консультируют местных врачей. О работе в Дальневосточном федеральном округе, сложностях, которые существуют в макрорегионе и возможностях развития онкологической службы, рассказал на ВЭФ заместитель директора по реализации федеральный проектов ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина» Минздрава России Тигран Геворкян.

   
   

Успешные проекты

Юлия Кремнева, aif.ru: Тигран, вы представляете «НМИЦ имени Блохина», с какой целью вы сюда приехали, какие сейчас задачи стоят перед онкологической службой Российской Федерации, курируемой Минздравом Российской Федерации?

Тигран Геворкян: Действительно, я представляю крупнейший центр в нашей стране, да и в Европе — онкологический научный центр имени Николая Николаевича Блохина. На сегодняшний день наш Центр, помимо своей основной функции — это оказание медицинской помощи, научной и образовательной деятельности — также участвует в реализации федеральных проектов, в частности, проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями». Поэтому, владея ситуацией с онкопомощью в рамках организационно-методической работы в регионах, сегодня мы имели возможность выступить на нескольких площадках и представить позицию со стороны профессионального сообщества, как нам видится реализация текущих задач.

— На сегодняшний день Министерство здравоохранения Российской Федерации уделяет большое внимание именно борьбе с онкологией, ранним выявлением онкологических заболеваний, а главное — оказанию высококвалифицированной помощи населению при новообразованиях.

— Действительно, сегодня федеральный проект «Борьба с онкологическими заболениями» является одним из ресурсоемких проектов, который реализуется Минздравом России в рамках национального проекта «Здравоохранение». И достаточно успешно, уже сейчас, незадолго до завершения пятилетнего рубежа, мы видим те результаты, о которых в 19-м году можно было говорить с осторожностью. Сегодня Минздраву России совместно с регионами практически удалось реализовать этот сложный проект, и все целевые показатели, несмотря на все сложности нашей жизни, в целом достигнуты, и даже с определенной перспективой на перевыполнение.

Особенности территории

— Тигран, я знаю, что «НМИЦ Блохина» особо курирует Дальний Восток, что вы всегда здесь в теме, всегда следите за тем, что происходит на территориях, даже ваши врачи выезжают на ДВ, где-то помогают своим коллегам. В чем особенность Дальнего Востока в части борьбы с онкологией? Какие плюсы, какие минусы, где можно исправить ситуацию, а может, где-то она лучше других регионов России?

— Тут важно отметить, что мы занимаемся координацией работы онкологической помощи по пяти федеральным округам — это Южный, Северо-западный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Но ДФО сегодня требует совершенно других, иных управленческих решений, поскольку все 11 субъектов Российской Федерации, расположенных на этой красивой территории, они очень сильно отличаются. Отличаются их территориальная особенность, плотность, географическое расположение, население — все это имеет прямое отношение к организации оказания медицинской помощи как в первичном звене, так и на уровне специализированной помощи. С одной стороны, мы здесь должны использовать инструменты, позволяющие обеспечить равную доступность первичного звена в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи. С другой стороны, очень сложная задача со специализированной помощью, потому что мы точно знаем, что в некоторых регионах невозможно и не нужно обеспечивать всю палитру, весь ассортимент специализированной помощи — например, тот же Магадан, Чукотский округ — это невозможно. Поэтому тут нужно подумать о том, каким образом усилить роль тех регионов, которые готовы на себя взять функции централизации, функции локализации сложных технологий, высокотехнологичных методов лечения. И в этом плане, конечно, сразу всплывает два известных нам с вами конкурирующих региона — это Приморский край, где мы сейчас в гостях, и Хабаровский край. На мой взгляд, и тот и другой вполне могут у себя обеспечить и локализовать эту маршрутизацию.

   
   

— Насколько главы регионов и руководители региональных здравоохранений поддерживают это, понимают и вовлечены в весь процесс именно в части солидарности, сотрудничества с другими регионами?

— Очень хороший вопрос, но пикантный. Нам удается взаимодействовать и общаться, в том числе, с первыми лицами субъектов Российской Федерации, позиции разные. Потому что каждый глава региона старается у себя все локализовать. Самому выйти на передовую позицию. В то же время мы им аккуратно подсказываем и помогаем разобраться в этой сложной задаче. Мы совсем недавно с моим руководителем были в Республике Бурятия и на встрече с главой обсуждали различные проекты и хотели понять, чем мы можем быть полезными и где мы можем увидеть роль этого региона в ДФО. На примере Бурятии мы знаем, что она граничит сегодня с Монголией. Вопрос медицинского туризма очень актуален. Мы обсудили вопрос внедрения новых механизмов реабилитации онкологических больных с использованием опыта нетрадиционной медицины, но все это требует, конечно, обсуждения на федеральном уровне внештатными профильными специалистами, занимающимися вопросом реабилитации.

— Насколько активно наши врачи-онкологи вовлечены в образовательный процесс на базе «НМИЦ Блохина»?

— Дело в том, что в течение пяти лет в рамках федерального проекта по всей стране дополнительно к имеющимся объемам финансирования около 140 миллиардов ежегодно выделяется на специализированную помощь в рамках программы ОМС. А отдельно финансируется оснащение региональных медицинских организаций. Мы знаем те уникальные инфраструктурные проекты, которые реализованы на примере Дальнего Востока — это Бурятия, Республика Саха — Якутия. Сегодня мы в целом укомплектовали и вышли на высокий уровень как инфраструктуры, оснащения, так и оказания оплаты за такую помощь. Поэтому вопросы кадровой обеспеченности, образования и подготовки специалистов сегодня выходят на первый план. А подготовкой, кроме вузов, должны обязательно заниматься еще и национальные медицинские исследовательские центры, и эта подготовка должна представлять собой два процесса: во-первых, мы должны видеть коллег из регионов в наших стенах, чтобы они приезжали и на курсах повышения квалификации получали необходимые знания. В последующем мы уже предполагаем возможность выездных мероприятий в регионы: это мастер-классы, обучение на рабочем месте как по направлению хирургия, радиотерапия, радиология, так и по другим диагностическим профилям.