Кому это нужно
Полис выдаётся всем гражданам РФ, за исключением так называемого декретированного контингента, к которому относятся полицейские, военные и работники некоторых других ведомств, у которых имеется своя система медицинского обслуживания, а также лица, находящиеся в местах заключения.
Принадлежность к системе ОМС даёт застрахованному возможность получать скорую и неотложную медицинскую помощь, лечение в условиях поликлиники и стационара (в плановом порядке и при неотложных состояниях). Все необходимые исследования и лечение (в том числе и высокотехнологическая помощь) предоставляются бесплатно, однако не по желанию застрахованного, а по назначению врача. Если гражданин не согласен с отказом в обследовании, он может его обжаловать, обратившись в свою страховую компанию. Туда же ему следует обращаться с любыми жалобами и вопросами по поводу своего медицинского обслуживания.
В ОМС не входит: лечение социально значимых заболеваний (туберкулёза, ВИЧ, психических расстройств, венерических инфекций, онкологии). Однако их лечение для граждан РФ тоже бесплатное (за счёт бюджета).
Между территориальными и базовой программами ОМС сейчас в отличие от прошлых лет уже нет такого большого расслоения. При этом региональные программы могут быть только шире базовой (общей) программы, но никак не уже.
Важно знать!
Зачастую многие претензии к ОМС исходят не из минусов самой этой системы, а из незнания гражданами своих прав. Расскажем вкратце о том, какие возможности предоставляет полис и как защищать свои права, если они ущемляются.
Никто не имеет права отказать застрахованному в получении медицинской помощи на территории РФ. Страховка действует по всей стране, и человеку, оказавшемуся в другом регионе, обязаны оказать необходимую медицинскую помощь по предъявлению полиса ОМС в любом медицинском учреждении, работающем по системе обязательного страхования.
Отсутствие полиса не может быть основанием для отказа в неотложной медицинской помощи. «Скорая» приедет и поможет и гражданину России, и иностранцу, оказавшемуся в опасной для жизни и здоровья ситуации.
Гражданин РФ имеет право по своему желанию 1 раз в год выбрать любую страховую компанию. Ознакомиться с рейтингом этих организаций можно на сайте Федерального фонда ОМС.
Застрахованный имеет право прикрепиться для поликлинического обслуживания к любому медицинскому учреждению, оказывающему услуги в рамках ОМС. Желание застрахованного – закон, даже если в учреждении, куда он обратился, не готовы сразу же пойти ему навстречу. Настаивать на своём гражданин имеет полное право, и страховая компания обязана оказать ему содействие. Но менять учреждение можно не чаще, чем раз в год.
В любых спорных или конфликтных ситуациях (если помощь оказана несвоевременно, некачественно, не в полном объёме) застрахованный должен обращаться в свою страховую компанию. Там ему обязательно оперативно помогут. Телефон этой организации указан на вашем страховом полисе, также его можно узнать из Интернета или из памятки, которую следует требовать при получении полиса. Телефон горячей линии есть и у территориального Федерального фонда ОМС. Но обращение в страховую компанию гарантирует более быстрое решение вопроса, чем обращение по старинке, например, в орган управления здравоохранением, где выше шансы столкнуться с традиционной российской волокитой. Страховая компания при необходимости поможет подготовить даже обращение в суд, правда, непосредственно обратиться с иском имеет право только сам застрахованный.
Ваш поверенный
С этого года в помощь застрахованным был введён новый институт страховых представителей, цель которого – выработать унифицированный механизм взаимоотношений между держателями полисов и всей системой медицинского страхования. Страховые представители помогут разобраться в услугах, которые можно получить по системе ОМС, и тем самым сделают их более удобными и доступными. Благодаря им любые сложные моменты получения медицинской помощи самих граждан уже не будут волновать – всю сложную работу по организации маршрутизации потока пациентов возьмут на себя представители. Обратиться к ним можно будет по единому круглосуточному телефонному номеру. Страховые представители разделяются по трём уровням компетенции. Низший уровень – личного менеджера, высший уровень – врача-эксперта.
Топ‑10 медицинских услуг, оплату которых могут неправомерно потребовать в медицинских учреждениях, работающих в системе ОМС.
1. Исследование крови на гормоны щитовидной железы.
2. Предложение оплаты курса массажа или занятий лечебной физкультурой, назначенных лечащим врачом по медицинским показаниям (особенно для детей).
3. Приобретение лекарственных средств, назначенных лечащим врачом, в период пребывания в стационаре.
4. Предложение дополнительного (второго или третьего) вида физиолечения. Например, электрофорез – бесплатно, а УВЧ или УФО – платно.
5. Приобретение интраокулярных линз (искусственного хрусталика) при оперативном лечении по поводу катаракты глаза.
6. Первичный приём дерматолога.
7. Удаление зуба.
8. Анестезия (например, в стоматологии).
9. Приобретение расходных материалов для оперативного лечения травм, заболеваний костно-мышечного аппарата, например, металлических пластин с комплектующими или эндопротеза.
10. Проведение бесплатного МРТ/КТ в сроки ранее, чем через 1–2 месяца.