На смену Манту. Почему родители возражают против новых видов диагностики

Сегодня родители, собравшие 60 000 подписей под своей петицией, направили письмо в Минздрав, правительство и в адрес уполномоченного по правам ребенка. Но пока письмо «Требуем остановить эпидемию детского туберкулеза» остается без ответа.

   
   

В чем суть проблемы

«Диаскинтест» стал известен с 2014 года, когда препарат, созданный с помощью методов генной инженерии, стали применять для ранней диагностики туберкулеза у детей. На сегодняшний день Россия, как утверждают родители-активисты, остается единственной страной в мире, где «Диаскинтест» не только широко используют, но и собираются сделать единственным методом выявления опасной болезни. При этом, как отмечают они, и эффективность, и безопасность средства вызывает много вопросов. Петиция, под которой активно подписываются россияне, появилась после серии разоблачительных материалов в прессе, и содержит грозные факты: под действием «Диаскинтеста» зафиксирован как минимум один летальный случай (шестилетний ребенок скончался на руках у врачей в течение 20 минут после введения препарата). Применение «Диаскинтеста» вызывает у детей резкое повышение температуры, отеки и боли. Но самое главное даже не это. Важно, что препарат еще и неэффективен для выявления туберкулеза, считают взволнованные общественники. 

Авторы петиции цитируют выводы ученых: «Даже при исследовании больных, которых уже лечили от активной формы туберкулеза, в 18,7% случаев „Диаскинтест“ показывал, что они здоровы еще в течение года, а в 26,7% случаев — в течение трех месяцев». По мнению главного фтизиатра Санкт-Петербурга, профессора Марины Лозовской, применение «Диаскинтеста» оставляет невыявленными до 70% случаев заболевания у детей. Примеры уже есть, отмечают общественники: по официальной статистике, в последние годы число заболевших туберкулезом детей и подростков растет в 64 из 85 регионов России. Печально знаменитая вспышка туберкулеза в колледже г. Ярославля произошла на фоне применения «Диаскинтеста»: заболевший подросток вовремя проходил все пробы, но препарат не позволил выявить, что его уже давно пора лечить и ограничить в контактах с окружающими. В этой ситуации заявление Минздрава о том, что «Диаскинтест» должен стать основным и единственным методом диагностики туберкулеза у детей, вызвало острую реакцию общественности. Родители заговорили об угрозе эпидемии и пытаются противопоставить свое мнение позиции чиновников. 

Почему он?

По сообщениям прессы, корни скандала уходят в историю самого «Диаскинтеста»: с его созданием связывают имя главного фтизиатра России Валентины Аксеновой. А фирма, зарабатывающая на поставках препарата государству, дает достаточно высокие премии за его продвижение. Возможная коррупционная составляющая, считают обеспокоенные родители, находится за пределами компетенции и министра здравоохранения, и социального блока правительства — ею должны заниматься следственные органы. Но первый ответ на петицию взволнованных родителей все-таки должен последовать от тех, кто непосредственно курирует сферу охраны детского здоровья. 

По опыту прошлых лет можно сказать, что Минздрав умеет адекватно реагировать на петиции населения: именно так была отменена норма о запрете посещения больных родными в реанимации. Ведомство одно из немногих имеет аккаунт на change.org. А значит, ответ по «Диаскинтесту» должен последовать уже вскоре. Пока остается следить за развитием событий.

Смотрите также: