Молекула XXI века. Академик Чучалин рассказал, что лечат медицинские газы

Заведующий кафедрой госпитальной терапии РНИМУ им. Н.И. Пирогова академик Александр Чучалин © / Дмитрий Писаренко / АиФ

Туберкулёз, рак, болезни Паркинсона и Альцгеймера, диабет, импотенция — все эти недуги объединяет то, что с ними можно бороться, используя дыхательную терапию. В отличие от лекарственной терапии, она не вызывает побочных эффектов.

   
   

Об этом и многом другом говорили на прошедшем недавно в Москве I российском конгрессе «Инновационные технологии применения медицинских газов в современной клинической практике». Председатель правления Российского респираторного общества, завкафедрой госпитальной терапии РНИМУ им. Н. И. Пирогова академик Александр Чучалин рассказал aif.ru, что это за технологии и для чего они нужны.

В чём помог коронавирус

Дмитрий Писаренко, aif.ru: — Александр Григорьевич, что такое медицинские газы? Чем они отличаются от обычных?

Александр Чучалин: — Медицинскими мы называем газы, которые как-то связаны со структурой и функциями человеческого организма и присутствуют в нём. Это, во-первых, кислород — он разносится эритроцитами по всем уголкам нашего тела. Во-вторых, гелий, который помогает организму выбрать нужную ему фракцию кислорода.

Пациент на сеансе дыхательной терапии оксидом азота. Фото: АиФ/ Дмитрий Писаренко

Третий газ — оксид азота. Он вырабатывается в клетках кровеносных сосудов и регулирует ток крови, препятствуя образованию тромбов. Наконец, водород обеспечивает в организме кислотно-щелочной баланс. Этот газ является мощным антиоксидантом. В Японии его применяют для лечения онкологических больных, особенно тех, кому угрожают тяжёлые побочные эффекты после химиотерапии и лучевой терапии. Правда, воздействие самого водорода на организм ещё требует научного изучения. 

— Медицинские газы — это какое-то новое направление в медицине?

— Не только новое, но и вызывающее повышенный интерес во всём мире. И он сейчас нарастает.

   
   

История применения медицинских газов в России насчитывает 25 лет, хотя ими пытались лечить и раньше. Технологии применения кислорода для лёгочных больных начали разрабатывать после Великой Отечественной войны. Потом выяснилось, что там есть некоторые сложности. Мало кислорода — это плохо, возникает кислородное голодание. Но много — тоже плохо, возможно токсическое отравление. Тогда обратили внимание на другой газ — гелий. Если соединить его с кислородом, он поможет организму выбрать нужную фракцию этого газа. С тех пор используются гелий-кислородные смеси.

Во время пандемии COVID-19 медики столкнулись с такой проблемой, как тромбы мелких сосудов. У больных блокировался просвет капилляров и венул, что приводило к инфарктам, ишемии, некрозу тканей лёгких, сердца, мозга, почек, кожных покровов, печени и пр. Тогда мы стали применять ещё один медицинский газ — оксид азота. Он улучшает микроциркуляцию в кровеносных сосудах, как бы «продувает» их. Если больной проведёт ингаляцию оксидом азота, это поможет ему избежать цитокинового шторма, снизит риск образования тромбов, уберёт симптомы постковидного синдрома.

Но с этим газом тоже проблема: когда он хранится в баллонах, то очень быстро превращается в диоксид азота, а это газ совсем с другими параметрами, к тому же вредный и токсичный.

Алгоритм определяет, кому что нужно

— И как быть?

— Я предложил идею — подавать газ не из баллона, а из генератора, который будет вырабатывать его из воздуха с помощью электричества. И к нему ещё добавляется водород, который защищает диоксид азота от быстрой деградации.

Наши физики из Сарова смогли воплотить эту идею на практике. Они разработали электрогенератор, позволяющий у постели больного получать чистейшую фракцию оксида азота. Это уникальная разработка и первая в мире установка, которая производит комбинированную подачу газов в организм человека: он получает сразу оксид азота и водород.

О пользе водорода я немного сказал — он мощный антиоксидант. Но он ещё помогает снимать тревожные состояния, преодолевать усталость, повышать устойчивость к физической нагрузке. Этот газ эффективен в борьбе с нейровоспалениями. Разработанный нашими физиками электрогенератор улучшает у человека лёгочную и сердечную функции, работу центральной нервной системы и желудочно-кишечного тракта. Терапия помогает тем, кто перенёс нарушение мозгового кровообращения, и даже тем, кто страдает болезнями Паркинсона и Альцгеймера.

— А этот прибор ещё только разрабатывают или уже применяют на практике?

— Уже налажено серийное производство. Такие генераторы используют в НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского, Национальном медицинском исследовательском центре акушерства, гинекологии и перинатологии, Национальном медицинском исследовательском центре им. В. А. Алмазова в Санкт-Петербурге, в нескольких санаториях.

На базе московской городской клинической больницы им. Д. Д. Плетнёва мы открыли респираторный салон. Создали его как раз во время пандемии, чтобы лечить больных с постковидным синдромом. Он два года работает в тестовом режиме, через него прошло более 3 тыс. пациентов. К каждому человеку применяют индивидуальный подход: алгоритм определяет, кому требуется оксид азота, кому — водород, кому — кислород, причём в каком процентном содержании.

Наши генераторы медицинских газов уже закупают другие страны — Мексика, Индия, Китай, арабские государства. 

Поможет людям всех возрастов

— Есть ли у медицинских газов побочные эффекты?

— При правильно подобранных дозах и концентрациях — нет. Это отличает дыхательную терапию от привычных нам лекарств. Любое из них даёт какой-либо побочный эффект.

— Какой газ наиболее перспективен?

— У каждого своя область применения. Но оксид азота я называю молекулой XXI века. Основное его действие, как я сказал, — улучшение микроциркуляции крови. Его применяют в кардиохирургии, при лечении детей с врождёнными пороками и высокой лёгочной гипертензией, используют в трансплантологии. Есть опыт лечения больных с туберкулёзом и тяжёлой инфекцией синегнойной палочкой.

Наши военные медики используют оксид азота при травме грудной клетки, для заживления ран, когда нарушено кровообращение и его надо улучшить. В комбинации с водородом он помогает при посттравматических стрессовых расстройствах. Это актуально для людей, побывавших в зоне военного конфликта, — у них возможны депрессия, тревога, потеря остроты памяти. Дыхательная терапия помогает им восстановиться. 

Есть у нас опыт подготовки спортсменов. Оксид азота в сочетании с гелием позволяет им достигать высоких показателей натренированности. Полезен этот газ и в борьбе с возрастными проблемами — сахарным диабетом, артериальной гипертонией, болезнями печени, лёгких, сердца.

Наконец, с помощью оксида азота решаются некоторые проблемы мужского здоровья. А именно — восстанавливается потенция. Уже существуют кабинеты мужского здоровья, где проводят такую терапию.

Уверен, в будущем лечение медицинскими газами станет очень популярным и поможет людям всех возрастов.