Покупка лекарств в аптеках сопряжена с рядом ограничений. Так, не все знают, могут ли дети покупать препараты.
— На практике, как правило, аптечные организации привлекаются к ответственности за грубое нарушение лицензионных требований, а именно за отпуск рецептурных лекарственных препаратов без назначения врача и без рецепта.
Ни в ФЗ № 61 «Об обращении лекарственных средств», ни в Правилах отпуска лекарственных препаратов аптечными организациями, которые установлены Приказом Минздрава РФ № 403н, нет норм, запрещающих отпуск лекарственного препарата лицу, не достигшему 18 лет. Поэтому для ответа на данный вопрос необходимо руководствоваться общими нормами гражданского законодательства о дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно подп. 4 п. 2. ст. 26 ГК РФ, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя, совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные п. 2 ст. 28 ГК.
Согласно подп. 1 п. 2 ст. 28 ГК РФ, малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Является ли сделка мелкой бытовой, решают судьи каждый раз в индивидуальном порядке, руководствуясь обстоятельствами дела и собственными убеждениями.
Сегодня законодательство РФ не содержит прямых запретов и ограничений на продажу лекарственных средств несовершеннолетним. Вместе с тем следует отметить, что возможность заключения договоров купли-продажи гражданами определяется объемом их право- и дееспособности.
При этом полная дееспособность лица может наступить и до достижения им возраста 18 лет. В соответствии с п. 2 ст. 21 ГК РФ, в том случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет. Также эмансипация может произойти по решению органа опеки и попечительства.
В законодательстве не раскрывается понятие «мелкая бытовая сделка». Очевидно, что к таким не могут быть отнесены сделки, предметом которых являются спиртные напитки и наркотические средства. Следовательно, можно сделать вывод, что отпуск лекарственных средств несовершеннолетним должен осуществляться аптечными учреждениями согласно назначению препаратов и внутреннему убеждению работников аптеки. Так, например, покупка пластыря несовершеннолетним не вызывает никаких сомнений и может быть признана мелкой бытовой сделкой. Приобретение же лекарственного средства, способного при неправильном использовании нанести вред здоровью и жизни ребенка, суд вряд ли сочтет мелкой бытовой сделкой. Он может посчитать, что в этом случае для покупки препарата необходимо письменное согласие законных представителей подростка 14-18 лет. А если ребенку нет 14, то покупать препарат должны сами законные представители.
Поэтому желательно, чтобы в аптеке существовал регламент поведения, которым следует руководствоваться в этой непростой ситуации. Если такого регламента нет, то работнику первого стола следует исходить из собственных внутренних убеждений и поступать в зависимости от назначения конкретного лекарственного препарата. Поэтому едва ли следует продавать несовершеннолетнему покупателю транквилизатор (даже по рецепту) или отказывать в покупке пластыря или витаминов.