Остряки шутят, что лечиться даром, значит, даром лечиться. Тем не менее, по статистике Федерального Фонда Обязательного медицинского страхования, сегодня 92% всех заболевших россиян предпочитают получать медицинскую помощь именно по полису ОМС. И только 7% пользуются страховкой ДМС. На данный момент по ОМС обслуживаются 145 миллионов россиян. Из них 64 миллиона — неработающие граждане.
Вопрос № 1. Зачем нужны страховые представители, да еще и нескольких уровней?
Страховые представители третьего уровня — это представители экспертного сообщества, люди с профильным медицинским образованием. Они отвечают за вопросы, касающиеся качества оказания медицинской помощи. К сожалению, в структуре нарушений, которые выявляют страховые компании, более 54% — это проблемы, связанные с нарушением порядков, стандартов и клинических рекомендаций при оказании медицинской помощи. На втором месте —45% — проблемы, связанные с нарушением сроков оказания медицинской помощи.
Вопрос № 2. Если при лечении у человека возникла какая-то проблема, куда сначала обращаться к руководству больницы или поликлиники, а уже потом — в страховую компанию, или сразу в территориальный Фонд медицинского страхования?
— Вопросы по организации и оказанию медицинской помощи возможно отрегулировать на уровне администрации медицинской организации, — говорит Дмитрий Кузнецов. — Но если этого не получилось сделать, необходимо обратиться к защитникам прав застрахованных лиц — страховым представителям в страховую медицинскую организацию. Оборотная сторона полиса содержит сведения о страховой медицинской организации, в том числе наименование, адрес и телефон.
Вопрос № 3. Как действовать, если у человека возникла острая ситуация со здоровьем, а в поликлинике его отказываются принимать?
Вопрос № 4. Можно ли лечить зубы по ОМС в частных клиниках?
— Можно, если частная клиника включена в реестр медицинских организаций, которые оказывают помощь в системе ОМС конкретного субъекта. — говорит Татьяна Тулякова — Ознакомиться с этим реестром можно на сайте территориального Фонда региона. Объем таких услуг достаточно широк. К ним относятся, например, как первичная консультация врача стоматолога, так и повторная, лечение зубов и заболеваний полости рта, удаление зубов, снятие пломбы и пломбирование, в том числе, и фотополимерными материалами. По фотополимерным пломбировочным материалам есть ряд нюансов в зависимости от особенностей территориальных программ ОМС. Поэтому для того, чтобы уточнить полный объем услуг, лучше обратиться в свою страховую компанию. Но зубное протезирования к программе ОМС не относится.
Вопрос № 5. Как быть, если отказывают в записи к врачу, ссылаясь на то, что такого специалиста в поликлинике нет?
Если в медицинской организации отсутствует нужный специалист, то прием этого врача по ОМС должен быть организован в иной медицинской организации, — сказала Татьяна Тулякова.
Вопрос № 6. Правомерно ли требовать анализ ПЦР, подтверждающий отсутствие ковида при плановой госпитализации?
— На данном этапе требования предоставить ПЦР при плановой госпитализации неправомерны, — говорит Татьяна Тулякова. — В случае отказа, следует обращаться в страховую компанию, это нарушение прав застрахованного лица. Однако, при изменении эпидситуации в конкретном регионе, и в условиях риска распространения новой коронавирусной инфекции, руководитель медицинской организации при плановой госпитализации обязан организовать проведение исследования биологического материала, в том числе с использованием экспресс-тестов. Это предусмотрено приказом Министерства здравоохранения РФ.
Вопрос № 7 Есть ли вообще какой-то эффект от диспансеризации? И как разобраться, кому в каком году ее положено проходить?
Часто наши страховые представители с медицинским образованием сами выходят на наших застрахованных, чтобы донести им информацию о выявленных заболеваниях (онкологических, сердечно-сосудистых) и рассказывают, что им следует делать, как поступать. Страховые представители оставляют свои контактные телефоны, чтобы, когда человек начинает лечиться, мог связаться с ними, проконсультироваться, получить необходимую поддержку. Поэтому всем держателям полисов ОМС очень важно вовремя: предоставлять своей страховой компании свои актуальные контактные данные (телефон, электронную почту), для быстрой связи.
Вопрос № 8. Каковы основные проблемы пациентов сегодня и как можно их решить?
На сегодняшний день, удовлетворение от системы здравоохранения в целом высказали порядка 60% населения, — говорит Ян Власов. — А удовлетворение от работы со страховыми компаниями, с системой ОМС — примерно 41% населения. Главная проблема — кадровая. В результате ковида у нас большое количество врачей, почти 100 тысяч человек, ушли из медицины, либо по состоянию здоровья, либо погибли. И на 250 тысяч сократилось число медсестер. Их места свободны. Ведь работать-то, по большому счету, на сегодня некому.
Вторая проблема — управленческая. Пару лет назад Министерство здравоохранения делало интереснейшее, исследование, в котором указало, что примерно половина руководителей региональных органов здравоохранения не имеют профильного образования по управлению здравоохранением, а имеют управленческий опыт не более двух лет. Ну, и какие вы хотите ожидать от этого результаты в регионах? Конечно же, систему здравоохранения надо выстраивать. В ней должны быть: специалисты в области управления, в области оказания медицинской помощи и в области медицинского страхования. Только при наличии вот этих трех профессиональных направлений, связанных между собой, мы и создадим нормальную устойчивую систему.
Сейчас ведется разговор о новой методике расчета тарифов ОМС. И очень надеюсь, что это позволит нам исключить разговоры о том, что тариф ОМС покрывает затраты на лечение всего лишь на 60%. А на остальные? Я надеюсь, что наши пациенты в больницах перестанут покупать лекарства, за свой счет. А на это сейчас жалуется примерно 40% пациентов. И примерно еще 40% пациентов жалуются, что вынуждены пользоваться платными услугами в стационарах. Хотя это прямое нарушение Конституции, 41-й статьи. Конечно, всё это должно быть изменено.