Как помочь особенной молодёжи?

Категория:  Психология Вопрос-ответ из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8 24/02/2021
Ответ редакции

В психоневрологических домах-интернатах проживают 12 тыс. человек, большинство из них — молодые люди с ментальными нарушениями. Однако, как показывает опыт, при грамотной реабилитации некоторые из них могли бы получить шанс адаптироваться в обществе, и городские власти дают им такую возможность.

   
   

В последнее время в столице меняют подход к поддержке молодых людей с ментальными нарушениями. Так, открылся первый специализированный центр, который занимается социализацией и адаптацией особенной молодёжи, разработана программа, помогающая её участникам не только освоить выбранную профессию и научиться общаться с разными людьми, но и просто стать немного счастливее.

Три шага к социализации

«Центр сопровождаемого проживания нужен выпускникам детских домов. Его задача — обучать их навыкам самостоятельной жизни, помогать раскрыть способности и освоить профессию, готовить к интеграции в жизнь большого города», — написал Сергей Собянин в своём блоге.

Недавно мэр побывал в общежитии в Зябликове, где живут учащиеся центра. В отремонтированном здании — квартиры, обставленные мебелью и бытовыми приборами. Есть зал для всех — с мультимедийным оборудованием, звуковой и цифровой техникой. С ребятами работают психологи и дефектологи.

«Они не сидят в четырёх стенах, а регулярно выбираются в город. Посещают колледж или мастерские и даже проходят стажировки на разных предприятиях с прицелом на дальнейшее трудоустройство. Как показал первый опыт, попав в новые непривычные условия, многие молодые люди мобилизовали свои способности и добились серьёзного прогресса, вплоть до готовности перейти на следующий уровень самостоятельности», — подчеркнул С. Собянин.

Цель — самостоятельность

Предполагается, что для развития и закрепления базовых навыков самостоятельной жизни молодым людям потребуется 3–5 лет учёбы в центре и проживания в общежитии при нём. После чего они переедут в «квартиры учебно-тренировочного проживания», где наставники будут приходить к ним лишь в дневное время.

   
   

Этот проект городские власти реализуют в партнёрстве с некоммерческими благотворительными организациями.