К врачу онлайн. Какие новые цифровые сервисы доступны в здравоохранении РФ

© / Blue Planet Studio / Shutterstock.com

Больше 64 млн граждан воспользовались услугами в личном кабинете пациента «Мое здоровье» на едином портале Госуслуг с начала реализации нацпроекта «Здравоохранение».

   
   

Скоро получать услуги в здравоохранении станет еще удобнее. В 2023 году в России будет создана национальная цифровая платформа «Здоровье», которая объединит в себе множество сервисов. Платформа будет реализована в рамках стратегической инициативы «Первичное звено для каждого». Это одна из 42 важнейших инициатив социально-экономического развития РФ.

Один из передовых регионов в этом плане — Волгоградская область. С начала 2022 года там свыше 1,1 млн пациентов воспользовались дистанционной записью к врачу — это почти вдвое больше, чем за тот же период 2021 года. Более того, с конца июля жители области могут прикрепиться к поликлинике через портал Госуслуг (такой сервис доступен в 29 субъектах РФ). Для этого нужно проверить данные паспорта, полиса обязательного медицинского страхования, указать телефон, адрес и почту, а потом выбрать поликлинику в своем регионе.

В медицинских организациях региона 492 рабочих места медиков автоматизированы и оснащены компьютерной техникой. 30 отделений скорой помощи оборудованы системой ГЛОНАСС. 55 медучреждений объединены в единую лабораторную информационную систему и могут обмениваться результатами анализов онлайн.

Аналогичная система единой лабораторной медицинской сети работает в Томской области — она объединила 39 медучреждений, в нее внесено 500 тыс. результатов анализов и обследований. Жители области активно пользуются дистанционными сервисами для записи на прием к врачам. С начала 2022 года через Госуслуги записались 73 218 человек, через региональный портал «Электронная регистратура» — 45 284, через кол-центры медорганизаций — 108 479 пациентов. Кроме того, с начала года в области выдано 182 455 электронных больничных. По нацпроекту «Здравоохранение» также оборудовано 100 автоматизированных рабочих мест медработников взамен устаревших.

Расширяются возможности телемедицинских консультаций. Благодаря этому специалисты федеральных медицинских центров могут общаться онлайн с медиками из удаленных больниц и давать советы по поводу сложных пациентов.

   
   

Так, в Самарской области за первое полугодие 2022 года в подразделениях поликлиник провели 4 440 телемедицинских консультаций благодаря нацпроекту «Здравоохранение». Чтобы такую работу организовать, 335 рабочих мест оснастили необходимой техникой. Теперь врачи-терапевты, врачи общей практики, педиатры и другие специалисты могут взаимодействовать с пациентами (сбор и анализ жалоб, направление на анализы, к специалистам и т. д.) посредством аудио- или видеозвонка.

«При получении первичной телемедицинской консультации на данный момент следует учитывать, что врач не имеет права ставить диагноз, назначать лечение и выписывать рецепты без очного приема, — поясняет врач-терапевт Резеда Биктогирова. — Он может проконсультировать по интересующим вопросам, дать рекомендации о том, следует ли явиться на очный прием с возникшей проблемой и к какому специалисту, какие анализы нужно сдать, может помочь расшифровать анализы, но опять же — без постановки диагноза. Если же пациент продолжает наблюдаться у врача после очного приема, то специалист может вести дистанционное наблюдение за состоянием здоровья и проводить коррекцию ранее назначенного лечения, в том числе выписать электронный рецепт на лекарства — при условии установления диагноза на очном приеме».

Единый цифровой контур, который создается в больницах и поликлиниках страны на основе цифровых технологий благодаря нацпроекту «Здравоохранение», поможет повысить эффективность работы медорганизаций.