Ведь именно в больнице, роддоме малыши делают первый вздох, а значит, нет ничего важнее, чем уровень этих медицинских учреждений. Это и мастерство врачей, и техническое оснащение. Вот почему здоровье матери и ребёнка - направление для московского здравоохранения приоритетное.
Профилактика и лечение детских заболеваний стали многоуровневыми. В неонатальных центрах столицы сегодня творят чудеса: выхаживают малышей с экстремально низким весом, проводят новорождённым сложные хирургические операции. «Эстафету» заботы о малышах готовы подхватить детские поликлиники, восстановительные детские санатории, многопрофильные детские стационары. И это далеко не всё.
Медицинская империя
Елена Семенова, «АиФ»: Исмаил Магомедович, в ДГКБ маленькие пациенты могут получить практически любую помощь - экстренную, специализированную, высокотехнологичную. Но больше 110 тыс. пациентов в год - настолько огромная цифра, что в неё сложно поверить…
Исмаил Османов: Но она верна. В нашей структуре 37 подразделений, в том числе 3 отделения реанимации на 36 коек (для новорождённых, инфекционных больных и отделение общей реанимации), дневной стационар на 80 коек, самый крупный в Москве детский травматологический пункт, центр восстановительного лечения для детей с низкой и очень низкой массой тела, не говоря уже о консультативно-диагностическом поликлиническом отделении.
- Как управлять такой медицинской империей?
- Все клинические подразделения объединены в отдельные блоки. В каждом из них несколько отделений, между которыми налажено чёткое взаимодействие и преемственность. Так мы быстро и качественно оказываем медицинскую помощь детям с патологией любой сложности и коллегиально определяем тактику лечения и дальнейшего наблюдения. А после выписки из стационара все дети остаются в поле зрения врачей: преемственность с амбулаторными центрами у нас выстроена хорошо.
От инфекции до операции
- Расскажите конкретнее о каждом блоке.
- Например, наш инфекционный блок - один из самых крупных в Москве, в нём 5 отделений на 260 коек (в том числе отделения из мельцеровских боксов для воздушно-капельных детских инфекций). Он полностью автономный, с собственными МРТ, рентгеном, лабораторией, УЗИ-диагностикой, физиолечением.
Другой крупный комплекс - неонатальный блок, в составе которого отделения реанимации и патологии новорождённых, отделение для недоношенных детей и центр восстановительного лечения для детей, родившихся с низкой и очень низкой массой тела.
Не надо объяснять необходимость и кардиологического комплекса, в котором есть отделения для новорождённых, детей грудного и старшего возраста с сердечно-сосудистой патологией, стационар дневного пребывания для кардиологических больных.
- Больница, клиника - это то, что все в первую очередь ассоциируют с хирургией…
- У нас очень мощный хирургический блок, в год мы выполняем в нём более 8000 операций. Практически все эндоскопические. В этот блок входят отделения экстренной, плановой хирургии, лор-отделение, отделения урологии-андрологии, нейрохирургии, офтальмологии.
Наши специалисты проводят операции практически на всех органах, в том числе высокотехнологичные и уникальные в своём роде, например, оперативные вмешательства по формированию пола при различных наследственных заболеваниях.
- Но и травматология у вас, насколько мне известно, не менее мощная, чем хирургия.
- Да, это один из крупнейших в Москве травматологических блоков: травмпункт, отделения травматологии и ортопедии, нейрохирургии и общей реанимации. Здесь мы помогаем детям с самыми разными травмами, в том числе травмами в тяжелейших сочетаниях.
Фантастика в больничных стенах
- О каких отделениях вы ещё не упомянули?
- Это отделения нефрологии, неврологии, эндокринологии, 2 педиатрических отделения. Сегодня благодаря программе модернизации московского здравоохранения больница прекрасно оснащена. Мы получили самое современное высокоразрешающее диагностическое и лечебное оборудование на сумму более 750 млн рублей, среди которого компьютерный томограф, навигационная нейрохирургическая установка, эндоскопические стойки и микроскопы для нейрохирургических, офтальмологических, урологических и лор-операций, аппараты УЗИ экспертного класса, аппараты ИВЛ, кювезы, реанимационные системы, мониторы. А также оборудование для неонатальных отделений и отделения реанимации для новорождённых. Когда к нам приезжают зарубежные коллеги, приятно бывает слышать от них: «Фантастика!» - настолько им нравится, как устроена и оснащена клиника.
Как модернизировать врача?
- А персонал «модернизируете»?
- Как же без этого? Многие наши врачи и медицинские сёстры по образовательной международной программе столичного департамента здравоохранения прошли стажировку в ведущих клиниках Израиля, Германии, Италии.
За последние 5 лет благодаря программе модернизации больница качественно изменила свои лечебно-диагностические возможности, и это сразу же сказалось и на уровне оказания медицинской помощи детям. Средняя длительность пребывания пациента уменьшилась более чем в 2 раза. Курс лечения прошли существенно больше маленьких пациентов, летальность уменьшилась почти втрое, серьёзно расширился спектр заболеваний, которые раньше мы не лечили. А благодаря оснащению неонатальных отделений нам удаётся сохранить жизнь и выходить недоношенных детей, родившихся с массой тела от 500-600 граммов. Для нас это ещё одно подтверждение тому, что в системе московского здравоохранения педиатрия и неонатология находятся на особом счету.
В больнице работают высокопрофессиональные специалисты, среди них 16 докторов, 60 кандидатов медицинских наук, 126 врачей с высшей квалификационной категорией.
Эта связь с наукой - одно из слагаемых успеха больницы, это мотивирует персонал работать сегодня лучше, чем вчера. Многие сотрудники занимаются научной работой, защищают диссертации, выступают с докладами на научно-практических конференциях, публикуют научные статьи. Коллектив больницы просто обязан профессионально соответствовать современным техническим возможностям медицины и внедрять передовые технологии в диагностику и лечение детей.
Модернизация дала нам карт-бланш для развития. Врач должен владеть несколькими профессиями. Многие наши кардиологи, нейрохирурги, травматологи владеют всеми необходимыми диагностическими инструментальными методами, с помощью которых ставят диагноз.
ТРИ уровня помощи
- Сегодня много говорят о трёхуровневой системе оказания медицинской помощи детям. Можете объяснить, что это такое, чтобы было понятно всем?
- Эта система очень эффективна. Из больницы ребёнка никогда не выписывают «в никуда», выписку и рекомендации обязательно направляют в поликлинику, к которой он прикреплён, передают «с рук на руки». Врачи первичного звена знают, какие дети поступают к ним на участки, кто выписался, кто нуждается в дополнительном присмотре. Цепочка досконально отработана.
В начале нынешнего года на базе больницы при поддержке уполномоченного по правам ребёнка при Президенте РФ П. А. Астахова мы создали школу для родителей детей, страдающих хроническими прогрессирующими заболеваниями с серьёзным прогнозом. Родители и дети должны обладать специальными знаниями в области соответствующего заболевания, чтобы своевременно распознать и правильно отреагировать на скрытые или явные признаки его прогрессирования. Именно этому и многому другому, что нужно знать родителям и больным детям, учат в этой школе.