Фарма садится за парту. Новых фармацевтов ищут среди школьников

Ребятам предлагают принять участие в конкурсе, победители которого станут студентами СПХФА и будут учиться по специальности «технология и фармацевтика». Учёбу за талантливых школьников оплатят фармпроизводители – организаторы соревнований. 

   
   

В игру, одновременно напоминающую и контрольную, и школьную олимпиаду, и телепередачу «Кто хочет стать миллионером?», включились уже 300 школ из 25 регионов нашей страны. Проект для юных фармацевтов одобрило даже Минобрнауки.

Если эксперимент пройдёт успешно, конкурс станет ежегодным. И каждый год ученики будут писать сложные тесты, отвечать на вопросы викторины «Кто хочет стать фармацевтом?» и в награду за победу продолжать знакомство с фармацией в Санкт-Петербургской химфармакадемии.

О ЕГЭ и не только

Даже сотрудничая, высшая школа и промышленность не всегда могут договориться.

Ректор СПХФА Игорь Наркевич доверяет ЕГЭ и считает, что единый гос­экзамен объективно говорит о знаниях студента. Гендиректор научно-производственного комплекса «Цитомед» Александр Хромов с этой точкой зрения не согласен. Молодые специалисты «поколения ЕГЭ», по его мнению, значительно слабее своих предшественников.

Быть может, несовпадение взглядов на будущие кадры – одна из главных причин несовпадения теории и практики?

Кадры решают всё 

Для фармации кадровый вопрос традиционно считается болезненным. Аптеки не могут справиться с нехваткой провизоров и фармацевтов, фармкомпании же часто замечают: вчерашних студентов нужно переучивать – к реальной профессиональной жизни они совершенно не готовы.

   
   

Заинтересовать школьников, познакомить их с профессией, а потом вложить средства в обучение талантливых первокурсников – один из способов помочь теории и практике стать ближе. И не только. «Мы набираем до 1000 студентов на 1-й курс, а современная лаборатория стоит до 1 млн евро», – замечает Игорь Наркевич. Высшая школа даёт прекрасные теоретические знания, но…  

Когда школа впереди рынка

Далеко не всегда учебный процесс нужно подтягивать до уровня профессии. Иногда дела обстоят с точностью до наоборот. Например, в некоторых вузах есть замечательные учебные аптеки или налажено сотрудничество с аптеками реальными. А вот после диплома…

«В наших аптеках всё меньше рецептурно-производственных отделов. А студентов отправят на практику именно туда, где производство ещё сохранилось, – рассказывает генеральный директор московской аптеки «Воробьёвы горы» Нина Пашкина. – Будущим провизорам очень интересно готовить лекарства самим. Но, завершив обучение, они вряд ли попадут в производственную аптеку».

Аптечное производство сегодня на грани выживания. Быть может, лекарства, приготовленные фармацевтами, давно уже устарели? Но это совсем не так! За некоторые препараты промышленная фармация никогда не возьмётся. Срок годности в 10 дней или 1 месяц, маленькие партии или вообще индивидуальный рецепт – такие средства на заводе производить не смогут. В поисках микстуры для маленького ребёнка маме и папе порой приходится обежать десяток аптек.

Вновь несовпадение теории и практики. Но на грань выживания рецептурно-производственные отделы поставили совсем не кадры, а суровая рыночная реаль­ность.

Недобора нет?

«Большинству фармацевтических компаний требуются специалисты в сфере маркетинга. А найти человека, который будет разбираться и в маркетинге, и в фармацевтике, очень сложно», – объясняет директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.

Со временем студент понимает, чем именно хочет заниматься – наукой, преподаванием, работой в аптеке или на фармацевтическом предприятии. Поэтому на старших курсах было бы полезно ввести специализацию. Для начала, например, по двум направлениям – «аптечное дело» и «промышленная фармация». А проблема недобора на фармацевтическом рынке во многом надуманная, убеждён Беспалов. Специалистов с профильным образованием более чем достаточно.

Не спешите за модой

«Слухи о потребности в кадрах сильно преувеличены. Сейчас профессия фармацевта просто в моде. А ориентироваться на моду очень опасно, – объясняет гендиректор ФП «Оболенское» Андрей Младенцев. – Нужно прислушаться к себе и понять, чем вы хотите заниматься. Во все времена ценились не специальности, а люди, которые хорошо работают».

Для старшеклассников новый фармацевтический проект – прекрасная  возможность познакомиться с профессией и задуматься о том, чем действительно хочется заниматься в жизни. Как и олимпиады по геологии и другим предметам, которым в школе не учат.

Страна ждёт фармацевтов

Человек с университетским дипломом необходим аптеке… только на руководящей должности, считает Николай Беспалов. В роли заведующего, директора, в управлении крупной аптечной сетью. Для первостольника же среднего специального образования достаточно. Но именно фармацевтических училищ стране и не хватает.

98% выпускников Московского фармацевтического колледжа устраивались на работу по специальности. Сегодня колледж закрыт. А первостольники-фармацевты требуются почти каждой столичной аптеке. Объявлений о вакансиях не счесть.

Провизоры фармацевтов не заменят. Конечно, как работодатели аптеки порой не видят разницы между высшим и средним образованием. Но именно эта точка зрения и приводит к оттоку кадров. Выпускник с красным дипломом в месяц получает примерно столько же, сколько… фармацевт, пришедший в училище после девяти классов школы. Разница в зарплатах совсем незначительная. Иногда всего две-три тысячи.

«Давайте лучше одну»

«Те, у кого есть высшее образование, за первый стол не идут, – констатирует заведующая одной из красногорских аптек «Первый Мед» Любовь Жовнерчук. – Профессионального роста здесь фактически нет, да и заработная плата оставляет желать лучшего. То, что раз в месяц получает первостольник, не всегда соответствует даже прожиточному минимуму. Если аптека коммерческая и зависит от выручки, то по ней бьёт сложившаяся ситуация с ценами».

«Сейчас часто бывает так: вначале человек просит две упаковки лекарства, а услышав, сколько стоит препарат, говорит: «Давайте лучше одну», – рассказывает Нина Пашкина.

Медицинские представители приходят в аптеку и сообщают: фармацевтическая компания приняла решение сделать лекарства дороже. А потом приходят покупатели и смотрят на ценники. И аптеке, и её сотрудникам выжить в таких условиях всё труднее и труднее…

За первым столом специалистов не хватает постоянно, замечает Любовь Жовнерчук. Поэтому фармация готова на многое, чтобы приобрести и сохранить специалистов. Крупные сети порой даже предоставляют сотрудникам из других городов общежитие.

А в кадрах ли вопрос?

«Кадрами недовольны всегда. Но давайте вспомним, откуда и когда российский фармацевтический рынок получил своих первых специалистов. А произошло это в 1995–1998 годах и в начале 2000-х годов. И на тот момент фармация привлекла кадры, которые на рынке были в избытке: талантливых учёных из различных НИИ, включая докторов и кандидатов наук, высококлассных врачей с большим профессиональным опытом, активных молодых специалистов без профильного образования», – размышляет руководитель направления по развитию бизнеса ООО «Мерц Фарма» Владимир Бойко.

«Тогда потребности рынка были незначительны и можно было осуществлять выбор. По мере роста рынка росли и его запросы к качеству и количеству персонала. Специалистов стало не хватать. Подготовка кадров изнутри – дело хлопотное и не всегда успешное, а снаружи их взять неоткуда».

По мнению Владимира Бойко, очень важно не смешивать два разных понятия – кадры и продажи. Ведь отрасль часто говорит о первом, когда на самом деле недовольна вторым.

Может быть, фармацевтике и фармацевтическому образованию мешает найти общий язык... именно эта неопределённость?