В Татарстане выявлены 6 больных с лихорадкой Западного Нила. Все случаи местные, не завозные. У половины пациентов состояние средней и тяжелой степени тяжести, у одного из них выявлено поражение серозных оболочек мозга.
Откуда на берегах Волги инфекция с таким тропическим названием? И не доберется ли она до побережья Москвы-реки и других более северных регионов страны? Стоит ли нам ее бояться? На эти вопросы ответы давно известны.
Угроза с Юга
Вот что писали по поводу первого вопроса специалисты ещё в 2021 г.: «На протяжении нескольких десятилетий в ряде регионов РФ существуют природные очаги ЛЗН (лихорадка Западного Нила — прим. aif.ru): в дельте реки Волги, в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Саратовской и других областях, в Краснодарском крае, где регистрируют как спорадические случаи ЛЗН, так и вспышки этого заболевания».
Как она появилась на русской реке, инфекционисты тоже объясняют: «Инфекция, прежде считавшаяся исключительно тропической, регистрируется теперь и в более северных регионах. ЛЗН широко распространена в мире, однако в последние десятилетия стала распространяться в регионах умеренного климата, попадая на эти территории из эндемичных очагов».
Лишь бы были птицы и комары
А ответ на второй вопрос дает название этой статьи: «Лихорадка Западного Нила на территории Московской агломерации». Большой коллектив ученых опубликовал ее осенью 2021 г. в журнале «Инфекционные болезни», по горячим следам вспышки ЛЗН в столице. «В сентябре-октябре 2021 г. впервые за многие годы наблюдения за этой инфекцией случаи ЛЗН были зарегистрированы у 26 жителей Москвы», — пишут авторы статьи.
В том же году в Москве случилась вспышка инфекции среди птиц. Именно в них обычно живет вирус, вызывающий ЛЗН. А переносят его от птиц к людям комары, преимущественно рода Culex. Именно они донимают нас сейчас, это самые обычные комары. Поэтому везде, где есть такие насекомые и пернатые, потенциально может сформироваться природный очаг ЛЗН.
Жаркая погода — не главное
Хорошо, конечно, если еще будет теплая погода. Но как показывает вспышка в Москве, случившаяся в первой половине осени, жара не является обязательным фактором для распространения этой инфекции. Она желательна, но необязательна. К слову, в Финляндии 10 дней назад объявили, что уже повторно обнаружили комаров Culex. Ученые считают, что это самый северный регион, до которого они добирались. И они уже бьют тревогу, опасаясь, что ЛЗН доберется и до них.
Чем и кому опасна лихорадка Западного Нила
Остался третий вопрос: насколько они опасны и нужно ли их бояться?
Авторы статьи в «Инфекционных болезнях» приводят следующие цифры: в 20% случаев, т. е. у каждого пятого, ЛЗН протекает явно, напоминая грипп; менее чем у 1% инфицированных диагностируют так называемые нейроинвазивные формы болезни, при которых развивается менингит (воспаление оболочек мозга), энцефалит (воспаление мозга) или острый вялый паралич. Смертельные случаи связаны именно с поражением нервной системы, и летальность в разные вспышки колебалась от 4 до 14%.
Так что инфекция достаточно серьезная. У специалистов она вызывает тревогу, и поэтому они уделяют ей особое внимание, отслеживая все вспышки и природные очаги.
Как избежать лихорадки Западного Нила
К слову, в Татарстане очаг пока не обнаружен. Как сообщают в республиканском Роспотребнадзоре, по месту проживания и отдыха заболевших проведены энтомологические обследования, отловлены и исследованы комары. Вирус лихорадки Западного Нила в них не обнаружен.
Специалисты Роспотребнадзора напомнили жителям о важности мер по предупреждению укусов комаров: наличии сеток на окнах домов и использовании фумигаторов, а при посещении природных зон необходимо одевать плотную одежду и применять аэрозоли от комаров. Все это полезно знать и жителям других регионов. Ведь чем меньше кровососов вас укусит, тем риск заражения меньше.