Дайте денег. Как спасти нацпроект «Здравоохранение»?

Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Счетная палата выяснила, что Минздрав в 2019-м, «доковидном», году не смог достичь исполнения 6 из 15 показателей нацпроекта «Здравоохранение». Критику услышали и прокомментировали многие политики и эксперты. А можно ли помочь выполнить этот нацпроект и что для этого надо делать?

   
   

Кто виноват?

«Вина за провал Госпрограммы по снижению смертности в России лежит не только на одном Минздраве, а на всём социально-экономическом блоке правительства, — уверен депутат ГД Алексей Журавлёв. — Низкий уровень жизни и растущая бедность — вот главные убийцы наших граждан». 

Аудиторы называют и другие системные проблемы. Например, недостаточность нормативно-правового регулирования в сфере разработки и реализации нацпроекта. Также СП указала, что в нацпроекте и во входящих в него федеральных проектах не находят отражения вопросы лекарственного обеспечения амбулаторных пациентов с хроническими заболеваниями или вопросы лекарственной терапии. А это, естественно, сказывается на прочих показателях, в том числе и смертности отдельных категорий. 

28 сентября состоялось расширенное заседание президиума Госсовета. Президент РФ Владимир Путин заявил, что российскому правительству необходимо в кратчайшие сроки довести до регионов все целевые показатели по скорректированным национальным проектам. Президент добавил, что уже в 2021 году по каждой из национальных целей должен существовать «качественный результат». Пандемия коронавируса же, по словам Путина, не должна влиять на планы по реализации нацпроектов. Естественно, нацпроект «Здравоохранение» не исключение. 

«Не сворачивать, а дорабатывать»

«Национальной проект „Здравоохранение“ реализуется. Ничего к сокращению на сегодняшний день не предусматривается, — заявил на брифинге министр здравоохранения Михаил Мурашко. — Наоборот, до 30 октября планируется актуализировать задачи. Конечно, определённые коррективы сегодняшнее сложное время внесло. По ряду направлений мы вынуждены были изменить сроки проведения. В частности, это коснулось диспансеризации».

Председатель думского комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов тоже считает, что, несмотря на непростую ситуацию с пандемией, основные показатели нацпроекта «Здравоохранение» по росту продолжительности жизни и снижению уровня смертности останутся неизменными. Морозов уверен, что в бюджете на следующие три года, который будут обсуждать в Госдуме, в части расходов на здравоохранение нужно сфокусироваться на приоритетах и придерживаться самого главного. «И это не только борьба с распространением коронавирусной инфекции, но и лечение сердечно-сосудистых заболеваний, и онкология, и кадровый вопрос», — пояснил депутат.

В Счетной палате также говорят, что надо «не сворачивать, а дорабатывать». Так, заместитель главы СП РФ Галина Изотова считает, что надо включать ещё один показатель в нацпроект — уровень удовлетворенности граждан доступностью и качеством медицинских услуг. Это позволит оценивать успешность нацпроекта не по количественным показателям, а по тому, как его результаты воспринимаются населением.

   
   

Что делать?

«Конечно, много что сказалось на низких показателях — и отсутствие оборудования во многих клиниках, и отсутствие тех, кто умеет на нем работать, и достаточно формальный подход во многих учреждений к проведению диспансеризации, которая должна была стать локомотивом улучшения состояния здоровья населения, — пояснил „АиФ“ врач, член комитета ГД по здравоохранению Алексей Куринный. — Вроде бы вы пришли, вроде бы вам поставили галочку о прохождении диспансеризации, но в ваше состояние никто особо не вникал — пришёл человек, отметился у терапевта или какого-то узкого специалиста, и хорошо. Бывает, даже не прибегают к обязательным вариантам обследования... Причём в 2019-м диспансеризация была достаточно полноценной, по крайней мере, по документам. А в этом году она была отменена из-за коронавируса».

Причина такого результата нацпроекта — не только в сбоях на различных этапах, но и в недофинансировании здравоохранения, считает Куринный. «Несмотря на вроде бы большие затраты и рассказы о том, что государство думает о нашем здоровье, у нас затраты на здравоохранение составляет лишь половину от требуемых по рекомендациям ВОЗ. Говорят, что надо тратить 6-7% ВВП, а мы тратили в 2019-м 3,6%. А теперь собираются в бюджете ещё снять часть бюджета. Надо, наоборот, добавлять. Если этих денег не хватило на выполнение поставленных задач, то меньшие суммы дадут еще меньший эффект».

Депутат предлагает тщательно проанализировать, почему произошёл сбой в реализации нацпроекта. Он уверен, что это сработает. «Некоторые попытки в этом направлении уже были сделаны в этом году. Например, бесплатное амбулаторное сопровождение пациентов, которые перенесли операцию на сосудах. Раньше часто выполнялось очень дорогое оперативное вмешательство, а ввиду того, что пациенты не имели в последующем возможности приобретать достаточно дорогие лекарственные препараты, направленные на разжижение крови и т. д., эффект от этих операций оказался либо кратковременный, либо его вообще не было. Поэтому внедрили систему бесплатного обеспечения больных, которым были выполнены операции на сосудах, инфарктах, инсультах, последующая бесплатная лекарственная терапия. Посмотрим, какой будет от этого эффект в цифрах... А в целом, конечно, надо увеличить финансирование. Без этого ничего не получится, кто бы что ни говорил, какие бы модели ни прикладывал». 

Уже не как депутат, а как доктор Алексей Куринный просит граждан: пока правительство и законодатели разбираются с финансированием и реализацией нацпроекта, надо внимательнее прислушиваться к своему организму и следить за здоровьем. Тем более что сегодня все усилия брошены на борьбу с коронавирусом, все — и Минздрав, и медики на местах — работают в режиме пожарной команды, и до выполнения каких-то показателей у них зачастую просто не доходят руки.