Цифровые технологии стали надёжным помощником врачей. Что это даёт пациентам?
Яна Смирнова, aif.ru: Каким может быть будущее цифровой патоморфологии – изучения тканей, гистологии с помощью компьютерных технологий? Станет ли вам проще работать?
Георгий Франк: Да, безусловно. И я этими достижениями уже пользуюсь. Судите сами, насколько это удобно. Я был участником первого телемедицинского сеанса связи с Германией в 1996 году. Мы организовали сеанс из Центральной клинической больницы, где я был главным специалистом. Немецкие коллеги показали нам несколько препаратов, мы их оценивали и обсуждали. Сейчас, конечно, совсем другое время, всё стало гораздо проще. Пару лет назад к нам на приём пришла пациентка с опухолью молочной железы. Ранее ей сделали биопсию, поставили диагноз «высокозлокачественная опухоль», назначили химиотерапию и операцию по полному удалению груди. До меня женщина была в трёх ведущих онкологических учреждениях Москвы, и там определили три разных варианта опухоли молочной железы, два из них – злокачественные. Я пришёл к собственному диагнозу, но решил посоветоваться со знакомым зарубежным коллегой, профессором Джузеппе Виале. Раньше, чтобы это сделать, я привозил ему препараты «вживую». А в этот раз просто ему позвонил и передал отсканированные препараты. В итоге он согласился с моим диагнозом, а молодая пациентка была спасена от радикального удаления груди.
– Сейчас программы искусственного интеллекта привлекаются к работе в самых разных сферах. Как вы оцениваете будущее искусственного интеллекта в онкологии?
– Искусственный интеллект может работать только тогда, когда есть большой массив данных. Сейчас он способен помочь и уже помогает, когда речь идёт о достаточно типовых ситуациях. И это само по себе уже много. Но есть редко встречающиеся опухоли и болезни, которые не могут быть оценены с помощью ИИ. К таким ситуациям надо подходить очень осторожно.
Прямая речь
Консилиум в реальном времени
– В этом году мы впервые запустили уникальный проект, которому нет аналогов в стране. Это новая эра в диагностике опухолей. Раньше для проведения патоморфологического исследования необходимо было подготовить стекло с образцом ткани, которое эксперт изучал с помощью микроскопа и затем делал заключение. На сегодняшний день все патоморфологические лаборатории онкологических больниц города переведены в цифровой формат работы и объединены в единый контур. Теперь мы оцифровываем образцы тканей и на основании данных цифрового изображения формируем заключение. Чтобы получить второе мнение, пациенту больше не нужно ездить со стёклами из одной больницы в другую. Врачи могут в режиме реального времени проводить консилиумы и формировать единое заключение. Конечно, это существенно экономит время врача и пациента и даёт им совершенно другие возможности.
В Москве ежегодно около 1,5 млн образцов тканей подлежит анализу – это порядка 5 тыс. стёкол в день. И когда мы закончим формировать такой большой архив, то сможем на его базе быстро и широко применять технологии искусственного интеллекта, развивать различные сервисы, нейронные сети, которые в дальнейшем помогут врачу-патоморфологу в анализе и при принятии решения.