Чьих рук дело? Лекарства фальсифицируют, а клиники открывают нелегально

В прошлом номере «АиФ» вы написали о своём расследовании в связи с продажей в Интернете нелегальных лекарств. Но это конкретный факт, хотя и показывающий, что проблема есть. В другой статье пластический хирург говорил о нелегальных клиниках, работающих без лицензии. А кто может обрисовать общую картину?

   
   

А. Хохлова, Москва

Обрисовать общую картину мы попросили руководителя территориального органа Росздравнадзора по Москве и Московской обл. Андрея Плутницкого.

Фальшпрепараты

Марина Набатникова, «АиФ»: Андрей Николаевич, вы можете оценить объём рынка контрафактных, фальсифицированных и недоброкачественных лекарств?

Андрей Плутницкий: За последние 5 лет их количество на российском рынке снизилось практически в 3 раза. В целом в 2017 г. общая доля изъятых лекарственных средств, качество которых не соответствовало установленным требованиям (то есть они были контрафактными, фальсифицированными, недоброкачественными или их отозвали сами производители), составила всего 0,34% от общего объёма выпущенных в гражданский оборот серий. Это позволяет сделать вывод, что легальный рынок стал практически без­опасным.

– И всё же нелегальная фармацевтическая продукция есть. Можно ли выделить какие-то группы лекарств, которые чаще всего подделывают?

– Наш опыт показывает, что основными сегментами рынка подделок являются препараты, используемые в косметологии, для лечения онкологии, гепатита и ВИЧ-инфекции, а также препараты для улучшения спортивных результатов. Нередко под­делываются и препараты широкого потребления, которые продаются без рецептов.

   
   

Официальная аптека – это гарантия

– Где больше вероятность приобрести подделку или фальсификат – в Интернете или стационарной аптеке?

– Если покупать лекарства в стационарной аптеке, имеющей лицензию на осуществление фармацевтической дея­тельности, а не в Интернете с доставкой на дом, то вероятность того, что продадут некачественное или фальшивое лекарство, минимальна.

Дело в том, что в России существует многоступенчатый контроль качества лекарственных препаратов – он начинается на производстве и заканчивается контролем выпущенных в обращение и поступивших в продажу лекарств. Те препараты, что находятся в «легальном обороте» в официальных аптеках, подвергаются постоянному контролю со стороны Росздравнадзора.

Например, наш территориальный орган в течение года проводит экспертизы – изымает лекарственные препараты на полный анализ. Его делают в аккредитованной при Росздравнадзоре лаборатории. Кроме того, «на месте» проводятся скрининговые исследования: приезжает машина со специальным прибором и осуществляет анализ лекарств без разрушения целост­ности упаковки. Этот метод позволяет проанализировать большое количество образцов, и при этом точность результатов высока.

Так в 2016 г. для полной экспертизы качества взято 382 образца, в 2017-м и 2018-м – по 345 образцов, а для экспертизы качества неразрушающим экспресс-методом значительно больше: в 2016 г. – 650 образцов, в 2017 г. – 820, в 2018-м – 1200. При этом динамика такова, что можно сделать вывод: количест­во находящихся в обращении недоброкачественных лекарственных средств уменьшается.

Поэтому самый надёжный способ обезопасить себя – покупать лекарства в стационарных аптеках.

Онлайн вне закона

– То есть можно сказать, что основной способ сбыта нелегальных фармпрепаратов – это продажи онлайн?

– Да, можно сказать с уверенностью: рынок таких препаратов вытеснен в Интернет. Оценить качество лекарств, реализуемых через доставку курьерами, не представляется возможным. Условия их хранения, порядок ввоза в Российскую Федерацию, проверка регистрационных документов и качества – всё это остаётся на совести предпринимателей.

– Я правильно понимаю, что сам факт дистанционной продажи лекарств (если они не выдаются за «косметические средства», к примеру) – это уже незаконное деяние?

– Да, в настоящее время реализация лекарственных средств дистанционным способом запрещена. Их продажа относится к видам деятельности, требующим наличия лицензии, которая выдаётся на конкретный адрес нахождения аптечной организации, где осуществляется продажа. Отсутствие лицензии может формировать состав как административного, так и уголовного преступления.

Поэтому Росздравнадзор работает в контакте в Департаментом региональной безопасности Москвы, взаимодействует с ГУ МВД по Москве и ГУ МВД по Московской области – обмениваемся информацией и координируем свои шаги на этапах выявления признаков противоправной деятельности, проведения оперативно-разыскных мероприятий, этапах дослед­ственной проверки и расследования.

За 9 месяцев этого года по Москве и области в связи с обращением фальсифицированных и недоброкачественных лекарст­венных средств и медицинских изделий мы провели 4 выезда вместе с правоохранительными органами. Кроме того, направили им 21 материал, по 13 из них уже возбуждены уголовные дела. К ответст­венности привлечены 4 лица, которые осуждены на сроки от 2 до 5 лет условно. Изъяты препараты на сумму 100 млн руб.

Процедуры «под уголовкой»

– А теперь давайте проанализируем ситуацию в другой области нелегальной деятельности – медицинских услугах. Как определить: имеет клиника лицензию или нет?

– Прежде всего нужно понимать: на территории Россий­ской Федерации могут работать клиники, имеющие соответст­вующие лицензии на оказание медицинских услуг. Все остальные – вне закона.

Поэтому мы настоятельно рекомендуем пациентам до принятия решения о получении той или иной услуги ознакомиться с лицензией клиники. Документ должен быть размещён на видном месте в холле учреждения. Информация обо всех лицензиях есть в открытом доступе на официальном сайте Росздравнадзора – всегда можно проверить.

– Чем опасны нелегальные клиники?

– Они готовы снижать стоимость предлагаемых медицинских услуг, а это достигается понятно за счёт чего – за счёт экономии на безопасности пациентов. В них отсутствует необходимое медицинское оборудование, а медперсонал зачастую не имеет достаточного уровня образования.

Обращения туда, как правило, заканчиваются осложнениями (вплоть до летального исхода), которые могли бы быть диагностированы и скорректированы в медучреждениях, работающих в рамках закона.

– Но ведь это уголовно наказуемо…

– Конечно. За такие деяния предусмотрена уголовная ответственность: до 5 лет лишения свободы – за незаконную деятельность и до 6 лет лишения свободы – за оказание услуг ненадлежащего качества.

За 9 месяцев нынешнего года нашим территориальным органом совместно с органами прокуратуры и правоохранительными органами проведены 34 совместные проверки в связи с причинением пациентам смерти по неосторожности и оказанием услуг, не отвечающих требованиям безопасности. В результате по данным фактам уже возбуждено 68 уголовных дел.

– 34 факта смерти и оказания небезопасных услуг! Это значит, что клиник таких десятки как минимум…

– Понимаете, Росздравнадзор со своей стороны совместно с МВД России ведёт борьбу с этим явлением. В Москве нас поддерживает и Департамент региональной безопасности. Но постоянный спрос со стороны людей, которым хочется сэкономить, к сожалению, провоцирует открытие новых нелегальных медицинских клиник.

Поэтому мы призываем наших людей быть бдительными, относиться ответственно к выбору клиник и врачей. Помните, что экономия на собственном здоровье может обернуться самыми плачевными последст­виями.

Мнение эксперта

Министр правительства Москвы, руководитель ­Департамента региональной безопасности и противодейст­вия коррупции Владимир Черников:

– У нашего департамента богатый опыт совместной работы с различными ведомствами и СМИ в этом направлении.

Один из свежих примеров информационных кампаний – ­пилотный проект по информированию москвичей об опасностях фармацевтического рынка.

Осенью этого года мы подготовили плакаты с социальной рекламой и видеоролики для распространения в ­Интернете. Основной их посыл примерно такой: «Реализация фармацевтических препаратов через интернет-аптеки с доставкой на дом незаконна, потому что при таком способе продажи велик риск распространения фальсифицированных ­лекарств».

Как показывает наш пока ещё пробный опыт, совместная деятельность разных ведомств в информационном поле может быть весьма эффективной. Она даёт синергетический эффект и позволяет достучаться до широкого круга людей.