Слияние поликлиник, создание трехуровневой модели медицинских учреждений, привлечение частной медицины в государственную – эти и многие другие начинания Департамента здравоохранения столицы вызывают горячие споры. Как среди пациентов, так и среди самих врачей. Свидетельство тому – письма москвичей, которые приходят в адрес нашей редакции. Ответить на некоторые из них мы попросили начальника отдела амбулаторно-поликлинической помощи Департамента здравоохранения г. Москвы Алексея Тернавского.
Доктор – рядом
Слышала, что скоро в жилых домах Москвы появятся медицинские кабинеты, где будут принимать граждан врачи-частники. У меня, да и у многих моих знакомых это вызывает недоумение и тревогу. Это что же, еще один способ раскрутить нас на платные услуги?
Антонина Синельникова
– Очевидно, речь идет о пилотном проекте «Доктор рядом», предусматривающем создание медицинских офисов максимальной приближенности к месту проживания, работы, учебы москвичей. В рамках этого проекта, направленного на то, чтобы как можно больше москвичей имели помощь врача-терапевта и врача-педиатра шаговой доступности, а также на снижение нагрузки на участковых врачей (которая в ряде районов Москвы бывает чрезвычайно высока), город готов предоставить помещения на условиях льготной аренды «1 рубль за 1 кв. м на 20 лет» частным медицинским центрам. А те, в свою очередь, обязаны организовать кабинет врача общей практики для оказания услуг населению по полису ОМС.
Так что «раскручивать» на платные услуги в этих офисах никого не собираются. Москвичи в этих кабинетах будут лечиться бесплатно, за счет средств ОМС. При этом, если потребуются дополнительные инструментальные исследования, врач офиса имеет возможность направить пациента в поликлинику, на учете в которой он будет продолжать находиться. Предполагается, что взаимодействие офисов и поликлиник будет очень тесным. На сей счет в Департаменте здравоохранения Москвы уже готовится соответствующий приказ.
Несмотря на высокую социальную нагрузку, которая составляет порядка 12 тысяч посещений в год, этот проект уже вызвал живой интерес со стороны частных медицинских центров. Не только из-за льготных условий аренды, но и из-за возможности расширить свою сеть, приблизиться к потребителю. Ведь на предоставленных городом площадях арендаторам никто не запрещает заниматься оказанием частных услуг (при условии выполнения государственного заказа, бесплатного для граждан). Всего в рамках проекта «Доктор рядом» планируется открыть около 200 медицинских офисов. Первые из них появятся уже в ближайшие месяцы.
Откуда очередь?
Присвоение поликлиникам, прикрепленным к центрам, статуса филиалов привело к печальным последствиям. Из этих поликлиник стали увольняться наиболее востребованные специалисты узкого профиля, и становится проблематичным попасть к ним на прием. Районная поликлиника обычно находится в шаговой доступности, а в центр надо ехать, что требует больших временных затрат, а пожилым людям порой физически невозможно доехать до такого центра по состоянию здоровья. Да и к участковым врачам, несмотря на электронную запись, очереди меньше не стали.
Юрий Прохоров
– Технологии, которые мы внедряем в поликлиниках, исключают наличие очередей. На поверку оказывается, что очереди зачастую создают сами граждане, которые приходят не в то время, которое указано у них в талоне. Конечно, есть сезоны с большим наплывом пациентов – осень и весна. Но и этим потоком можно и нужно управлять. Как? Грамотной организацией графика работы врачей.
То же касается записи на прием к врачам-специалистам. Раньше в распоряжении граждан была одна районная поликлиника, в которой, к примеру, был один лор, один невропатолог, один кардиолог. И, если кто-то из них заболевал, начинались проблемы. Сейчас, когда мы объединили 3–5 поликлиник в один холдинг, число узких специалистов увеличилось. Ведь теперь по направлению врача-терапевта из «своей поликлиники» человек сможет посещать самых квалифицированных специалистов в соответствующем своему округу амбулаторно-поликлиническом центре, обследоваться на современном оборудовании. А при необходимости главный врач всего учреждения должен направить вместо отсутствующего по причине болезни специалиста другого доктора в соответствующий филиал.
Каждый пациент теперь будет находиться под постоянным мониторингом врачей, переходя, если надо, от простого к более сложному обследованию, доходя при необходимости до стационара. Те пациенты, которые находятся на диспансерном наблюдении у врача-специалиста, будут продолжать ходить только к нему. Задача объединенной поликлиники, чтобы пациенты не чувствовали отсутствие врачей. Сейчас идет проработка этой проблемы с помощью единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС), которая позволяет в электронном виде регулировать этот процесс.
Кроме того, мы разделили потоки пациентов на два – экстренный и плановый. Пациенты, которым нужна помощь немедленно, должны обращаться к дежурному администратору (он сидит на первом этаже около регистратуры). Он оценит степень экстренности и поможет попасть к дежурному врачу для решения проблемы. Остальные пациенты смогут спокойно прийти в указанное в талоне время к своему лечащему врачу и получить медицинскую помощь в плановом порядке. Опыт показал: если в поликлинике все организовано правильно, никаких очередей не будет.
Выбор есть
Попытался поменять поликлинику на другую (в моей и врачей не хватает, и очереди огромные, и к специалистам не попасть), но, когда обратился с заявлением к главврачу, мне отказали без объяснения причин. Почему? Ведь по закону я вроде бы имею на это право.
Константин Завгородний
– Такое право у вас, безусловно, есть. Оно закреплено в законе. Однако сделать это можно лишь с согласия самого лечебного учреждения или конкретного врача, к которому вы хотите перейти и который может быть элементарно перегружен.
При этом поменять врача или лечебное учреждение можно только раз в год. Сделано это для того, чтобы поменять мышление пациентов, которые привыкли сами выбирать себе специалистов, лечебные учреждения – часто совершенно неоправданно.
То же относится и к выбору «узких» специалистов, попасть к которым теперь можно лишь по направлению участкового терапевта. Мы получали много жалоб по этому поводу. Но по-прежнему считаем, что это – необходимая мера, направленная на повышение ответственности и сознательности самого пациента, который должен не метаться от одного врача к другому, а довериться кому-то одному. Это повышает качество медицинской помощи.
Писанины будет меньше
В последнее время много пишут и говорят о том, что в поликлиниках появятся электронные карты. Но они так и не появились. И писанины у врачей по-прежнему очень много. Когда ждать перемен?
Алексей Боев
– Электронные медицинские карты появятся в середине следующего года. Завершается работа и по электронной обработке рецептов на льготные лекарственные средства, учета проведения вакцинации и выдачи больничных листов.
Но работа эта непростая. Много времени сейчас уходит на обучение врачей методу «слепого» печатания, компьютерной грамотности. Эту работу, как и разработку ЕМИАС, взял на себя Департамент информационных технологий г. Москвы. При этом все информационные технологии, которыми будут пользоваться наши врачи, предельно просты в использовании – такова задумка разработчиков. И от того, насколько успешно врачи освоят эти технологии, в том числе, будет зависеть и размер их оклада.
По всем вопросам, связанным с качеством и организацией медицинской помощи, москвичи могут обратиться по адресу: www. mosgorzdrav.ru.
Вопросы, адресованные руководству Департамента здравоохранения г. Москвы, можно направлять и на наш электронный адрес: aifzdorovie@aif.ru.
Мы обязательно их передадим.
Читайте в соцсетях!