Эксперт оценил шансы безработных россиян пойти работать строителями

Массовый отъезд мигрантов и дефицит кадров в строительной отрасли, о которых говорил вице-премьер Марат Хуснуллин, могут дать шанс на хорошую работу российским безработным, считает директор центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон. Правда, такие вакансии подойдут далеко не всем, кто ищет себе надежную работу, предупреждает эксперт.

   
   

«Идея использовать потребность строительства в рабочей силе, которая может возникнуть из-за отъезда мигрантов, для трудоустройства безработных – проверенный рецепт, - напоминает Гимпельсон. - Его использовали, например, для преодоления Великой депрессии в США. Там без работы остались много молодых людей, трудившихся на заводах. Они без особых усилий смогли переквалифицироваться из заводских рабочих в дорожные, построили дороги, по которым до сих пор ездят американцы. Эта работа дала рабочим доход, на который они сами и их семьи пережили трудные времена. Похожий опыт был и у Германии в те же 1930-е годы. Поэтому велик соблазн использовать его и в нашей действительности. Однако тут есть некоторые национальные особенности, которые стоит учитывать».

Строителям не хватает людей. Кадровый голод в отрасли начался еще в пандемию, когда из-за закрытых границ в страну весной 2020 года не приехали мигранты. Сейчас то же самое повторяется из-за ситуации в глобальной экономике. Возникает вопрос: а где взять людей, строить-то надо, проекты не бросишь на полпути? Два года назад в городах персонал активно набирал ритейл и службы доставки – у них резко вырос объем работы и им нужны были новые сотрудники, причем особых требований к их квалификации не было, должностные обязанности курьера или фасовщика достаточно просты. Этот опыт теперь решили использовать строители.

«У отечественной экономики есть одна особенность – в кризисные времена у нас всегда сохраняется занятость за счет потери доходов, - говорит Гимпельсон. - Так было каждый раз, начиная с 1992 года, так будет и сейчас. Нынешняя безработица не столь велика – в феврале она составлял 4,1%, если уровень и вырос, то не сильно. В пик пандемии у нас было 6,4% безработных. Вряд ли мы быстро дойдем даже до этой цифры. Для работы на стройке нужны молодые, сильные и здоровые люди. Демографическая ситуация такова, что у нас молодых вообще немного, а наибольший шанс лишится занятости у людей среднего и пожилого возраста. Далеко не все они могут быть допущены к физическому труду и уж тем более быть там эффективными работниками».

У строителей, очевидно, скоро начнутся проблемы с техникой – значительная часть машин и механизмов в отрасли или импортная, или собранная в России, но имеющая импортные комплектующие.  

«Наша рабочая сила делится на три равные группы: людей с высшим образованием, средним специальным или полным общим, - перечисляет Гимпельсон. - Первые две категории привыкли к более содержательному и интеллектуальному труду, для них работа на стройке будет дискомфортна просто по своей сути. Конечно, оставшись без денег, они могут взяться и за нее. Но при первой же возможности будут искать способ вернуться к прежнему образу жизни».

У этой ситуации есть и второе следствие, продолжает эксперт. Мы все хотим нашим детям лучшего будущего. И если у нас самих высшее образование, то нормальный путь для ребенка – это вуз. Хорошо это или плохо – другой вопрос.

   
   

«Я знаю выпускницу МГИМО, которая променяла свой красный диплом дипломата на поварской халат и абсолютно счастлива, - добавляет Гимпельсон. - Кто-то раньше осознает свое призвание и идет своим путем, но это исключения. В массе же дети людей с образованием всегда идут получать квалификацию такую же, как у родителей, или выше. И это нормально. Ожидать, что многие дети, у которых папа с мамой закончили университеты, пойдут учиться в ПТУ на плотников и сантехников, даже если их там будут ждать высокие зарплаты и лучшие условия, не стоит. Люди ведь не гвозди, куда надо, туда их и забивают. У них есть свои потребности и желания, которые обязательно надо учитывать».

При этом для части молодых мужчин нынешняя ситуация вполне может оказаться удачной. Действительно, многие профессиональные строители с хорошей квалификацией зарабатывают больше, чем средние клерки. Человек с интеллектом может освоить необходимые навыки, тем более, курсы переподготовки для них уже разработаны. За тех, кто так обретет работу своей мечты и реализует скрытое призвание, можно только порадоваться. Но массового и стабильного перехода обитателей офисов в каменщики, сварщики и арматурщики ждать не стоит. Хорошо если стройка даст пересидеть трудное время тем, кто лишится работы по своей специальности, заключает эксперт.

Добавим, число безработных в марте текущего года, по информации Росстата, составило 3,1 млн человек. Это на 24,1% ниже показателя аналогичного периода 2021 года.