Что считать нормой?
А поскольку в Трудовом кодексе, законе об образовании сказано, что учителю устанавливается 36-часовая рабочая неделя, сокращённая по сравнению с другими работниками, должен ли он все 36 часов сидеть в школе? Нет, не должен.
Нам важно, чтобы и учителя, и родители - те, кому интересно, ознакомились с двумя приказами Минобрнауки РФ (№ 69 и № 1601). Всё, что касается ненормированной части рабочего времени учителя, всегда проходит по графику школы и планам преподавателя. Нет такой работы, которая была бы хаотичной. Любой педагог свою работу обдумывает заранее. А учитель ещё и согласовывает её с планами всей школы, причём не на день и даже не на неделю, а на целый учебный год.
Вот график работы всегда и выстраивается, исходя из содержания и приоритетов сегодняшнего школьного образования, которые, надо сказать, постоянно обновляются. И если несколько лет назад источником информации могла быть только школьная библиотека, то сегодня это и образовательная среда города, и интернет-ресурсы, доступные 24 часа в сутки. Поэтому график учителя стал более свободным. Кроме того, поменялись и возможности учеников по отношению к получению образования. Сегодня многие семьи используют дистанционный формат. А он, в свою очередь, влияет на нагрузку и график учителя. Поэтому говорить о нормировании рабочего времени трудно, как трудно, придя домой, запретить себе думать над темой урока. Я, как учитель в прошлом, понимаю, что этот процесс совсем непростой. Но образовательное пространство города позволяет сделать график работы более гибким и удобным».
Количество перешло в качество
«По моему опыту, оптимальная нагрузка по качественной работе с классом и по качественной подготовке урока - где-то от 21 до 24 часов, в зависимости от предмета и от особенностей учителя, - продолжает Т. Васильева. - Потому что 18 часов - всё-таки маловато для педагога, который работает в полную силу, поскольку уже набрался опыта. Считаю, именно при такой нагрузке можно хорошо готовиться к урокам, вести консультации и дополнительную работу. И это не будет перегрузкой.
Кроме правил и норм, которые определяются Трудовым кодексом РФ, приказами Минобрнауки, где описано всё с точки зрения возможности увеличения или снижения педагогической нагрузки, есть ещё и санитарные правила. Говоря о расписании для учителя, мы не должны забывать, что педагог работает с учениками, и здоровье школьников, возможность ребят чувствовать себя комфортно в образовательном учреждении стоят во главе угла.
Учителя часто задаются вопросом: есть ли законодательные основания, для того чтобы 36 часов рабочего времени учитель проводил в школе? Хочу сказать следующее: ваше нормированное время - время урока, всё остальное определяется вашими планами работы, планами работы образовательного учреждения и режимом работы школы. Вас не имеют права заставлять отсиживать 36 часов. Готовиться к урокам и консультированию можно и вне образовательного учреждения.
Мнение эксперта
- Сегодня требования к учителю постоянно повышаются, и работать ему приходится больше. Например, только на проверку тетрадей уходит в среднем восемь часов в неделю. Учитель начальной школы, русского языка и литературы или математики еженедельно проверяет около 250 работ.
Есть и ещё один крайне затратный по времени процесс. Сегодня каждый педагог пишет свою учебную программу на год вперёд - о том, как он будет учить, какие при этом будет решать задачи, и т. д. Так вот труд может составлять до 600 листов! Только представьте, сколько времени на это нужно. А работа такая во многом формальная. Поэтому вопрос в последнее время и обсуждался учительской общественностью. Нам удалось привлечь к проблеме Министерство образования РФ. Недавно ведомство отреагировало на запрос учителей уменьшить бюрократическую бумажную работу и приняло решение внести изменения в федеральные государственные образовательные стандарты по требованиям к учителю в этом плане.
Есть и другие позитивные изменения. В частности, сегодня, по оценкам профсоюза, более чем у 90% московских учителей нет претензий к своему рабочему месту. Это, наверное, уникальный для России пример. Все учителя обеспечены персональными компьютерами, практически в каждой школе есть смарт-доски. Всё это позволяет экономить время и силы при подготовке к урокам, в поиске дополнительного иллюстративного материала.
Главное - педагог должен быть свободен для работы с детьми и для собственного творчества. Если мы хотим результата, не надо учителя приковывать цепями к рабочему месту и заставлять отсиживать 36 часов. А если кто-то работает сверх этой нормы, то должен получать дополнительную плату.