Быльём поросло
Несколько лет назад в департаменте определили основные проблемы, с которыми нужно бороться. Было в этом списке и засилье школьной бюрократии. Но борьбу с ним отодвинули, не очень веря, что с этим можно что-то сделать, и первым делом взялись за другое.
«Например, это была проблема ночных костров 1 апреля возле некоторых школ Москвы, когда родители ждали, чтобы первыми ворваться в школу и записать в неё ребёнка в первый класс. Костры казались непреодолимыми, – вспоминает руководитель Департамента образования Исаак Калина. – Теперь никаких костров, введена электронная запись».
В 2018-м не услышать было жалоб родителей на поборы. К так называемым нуждам школ относились ремонт, шторы, компьютеры и многое другое. Сегодня семьи избавлены от этих трат: каждая московская школа имеет серьёзное финансирование, даже получается запасать солидные резервы. Сбор денег становится редкостью, и если возникают рецидивы, то их жёстко пресекают.
Годы с кострами и поборами прошли под знаком учительских замечаний по поводу крайне низких зарплат. Нынешние педагоги не жалуются. Средний месячный доход растёт год от года: уже в 2017 г. он составил 85,9 тыс. руб., а в декабре 2018-го И. Калина приводит цифры в 107,6 тыс. руб. «Правда, в публичном пространстве возникла другая проблема, – говорит он. – Наши коллеги из других регионов возмущаются якобы сверхвысокими зарплатами московских учителей. Я хочу сказать: это та зарплата, которую московские учителя зарабатывают своим трудом, качеством этого труда».
Изжита ещё одна проблема, которая была абсолютно очевидна. Жители целых районов отмечали отсутствие около их дома более или менее сильных школ. По сути, наблюдалось вопиющее неравенство образовательных учреждений по качеству образования. Чиновники проанализировали причины этого и пришли к выводу, что дело в неравном финансировании, рождающем перекосы в оплате труда и в качестве работы педагогов. Доказательств тому, что московская система образования, изменив финансовую схему, практически победила неравенство, найти легко. К примеру, выросло количество ребят, которые получают высокие баллы на ЕГЭ. Причём наблюдается достаточно равномерное распределение высокобалльников по всем районам Москвы и даже по каждой школе. Кроме того, серьёзно поднялась доля московских школьников среди первокурсников, зачисленных на бюджетные места солидных столичных вузов (в МФТИ рост в 2,3 раза, в 1-м МГМУ им. Сеченова – в 2,6 раза).
В ряд достижений, безусловно, нужно включить победоносные результаты москвичей во Всероссийской олимпиаде школьников. И приятным фактом является не только то, что они составляют половину победителей и призёров всей России, но и то, где учатся рекордсмены: в Москве нет района, где не было бы школы с высококачественным образованием. Также суперважным И. Калина считает достижения ребят с инвалидностью: они наравне со всеми добиваются результатов в олимпиадах по школьным предметам и с блеском показывают свои возможности на Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».
Больше нет в московских школах классов, в которых обстановку составляют лишь парты, стулья и таблица Менделеева на стене. Закупив современное высокотехнологичное оборудование для школьных кабинетов, Москва вывела образовательное пространство на уровень лучших мировых стандартов. Техническое оснащение школ в 2017–2018 гг. имеет следующие показатели: точки доступа Wi-Fi – 48 176, ноутбуки – 43 145, интерактивные панели – 21 140, полностью оснащённые здания – 1466. В дополнение к этому школы из имеющихся средств сами приобретают необходимое им оборудование.
Бюрократию победили автоматически
Проблема, которую, по мнению руководителя департамента, преодолеть было труднее всего, тоже сдвинулась с места. Разными путями пытались справиться с внутришкольной бюрократией. В частности, почти в пять раз сократили количество чиновников, работающих в системе образования. Однако более грандиозные победы одержаны благодаря цифровой трансформации бумажной волокиты. О том, что упрощает и ускоряет работу, «АиФ» рассказали заместители директора (в прошлом именовавшиеся завучами), чья деятельность традиционно считалась источником бюрократии.
Замдиректора школы № 1571 Мария Яшина, как и все члены педагогического коллектива, с облегчением вспоминает о бумажных отчётах в прошедшем времени: «Раньше мы вынуждены были составлять документы в начале и в конце четверти, по завершении учебного года. Учитель и классный руководитель сдавали в бумажном варианте завучу и директору большое количество отчётов. Распечатывали, несли на утверждение, снимали копию, клали её в папку. Теперь всё формируется автоматически, так как любые сведения находятся в электронном журнале».
Электронный журнал – важная составляющая проекта «Московская электронная школа». Учитель ничего не заполняет вручную, включая списочный состав классов, контактные данные учащихся и родителей. Он получает более 30 тыс. электронных сценариев для проведения урока, с помощью чатов оперативно общается с детьми и родителями. Рабочие программы по всем предметам загружены в шаблоны. Удобно планировать тестирование, задания проверяются автоматически, и сразу формируется анализ сданных детьми контрольных работ. Управление уроком доступно со смартфона, планшета и стационарного компьютера.
Электронный дневник – другое завоевание столичной системы образования. По мнению заместителя директора школы «Свиблово» Ирины Королёвой, семья стала постоянным участником образовательного процесса: «Родители в любое время и в любом месте могут оперативно получать информацию о предстоящих образовательных событиях в жизни ребёнка, о динамике успеваемости, о расписании уроков и внеурочной деятельности. Взрослые видят комментарии к оценке и уроку в целом. Отслеживается, в какое время ребёнок вошёл в школу и вышел из неё. То есть родители держат руку на пульсе».
В электронном дневнике отображаются новости города, школы и класса. В разделе «Личные сообщения» у родителя есть возможность общаться с учителем, отпала необходимость в родительских собраниях. В электронной библиотеке размещены учебные пособия, с помощью которых удобно повторить с ребёнком пройденный материал и подготовиться к контрольной работе.
Позади осталась эпоха «записочной почты». Сейчас родитель, зайдя в раздел «Уведомления об отсутствии», отмечает тот период, когда его ребёнок не придёт на занятия. Никаких записок больше не нужно, а учитель избавлен от необходимости обзванивать родителей, если ученика нет на уроке.
«Московская электронная школа» предоставила новые возможности и управленцам. «У цифровых решений целый комплекс преимуществ, – уверена директор школы № 2107 Олеся Лукашук. – Не нужно никому звонить, писать, тратить время на проведение совещаний. О школе знаешь больше, чем из любого бумажного отчёта. Например, в один клик нам доступны данные, какие программы наиболее востребованы московскими семьями, и уже сейчас я провожу собеседования со специалистами, которые нам понадобятся в следующем учебном году».
Однако достоверность данных, выгруженных автоматически, – это не всё, чем привлекает руководителей новая система. Главное – это возможность на основании этих данных прогнозировать и планировать развитие московской школы.