Язык, который деньги принесет. Как китайский вытесняет английский

© / aslysun / Shutterstock.com

Спрос на рабочий персонал со знанием китайского языка за год вырос почти в десять раз.

   
   

Востребованность китайского пока находится на уровне немецкого и в абсолютных цифрах в 35 раз уступает английскому, но показательна динамика: за этот год спрос на работников, владеющих языком Поднебесной, вырос на 55%, а потребность в тех, кто знает язык Шекспира, стала ниже на 4%.

С точки зрения работодателей, ценность утратили все европейские языки: французский — на 24%, испанский — на 27%, португальский — на 25%. Антирекорд у итальянского — в описаниях вакансий его стали требовать реже на 44%, чем год назад, рассказала руководитель службы исследований hh.ru Мария Игнатова.

«Китайских бизнесменов можно найти по всему миру, и изучение китайского — это идеальное окно в быстро растущий мир, оно даст серьезную поддержку в деловом мире, — считает профессор кафедры психологии образования МГПУ Олег Баксанский. — Однако этот язык все-таки следует рассматривать как стратегически перспективный, но все-таки дополнительный к английскому языку, который еще как минимум пару десятков лет будет удерживать свои лидерские позиции».

Пока в мире науки высчитывают, сколько еще продержится лидерство английского, реальный рынок труда уже диктует свои условия. В Набережных Челнах, Тольятти и Ульяновске при наборе работников на автозаводы китайский уже стал обязательным едва ли не большинства позиций, следует из информации джоб-листов.

«Я знаю человека с превосходным английским, которого не взяли на работу из-за того, что он не знает ни одного иностранного языка, — рассказывает проректор РУДН Анастасия Атабекова. — Он очень удивился, а ему объяснили, что английский — не иностранный, он международный».

Добиться такого же значения китайскому языку будет непросто, считает Атабекова. Как минимум из-за того, что его достаточно сложно выучить иностранцам. У английского в этом смысле есть очень серьезные преимущества и перед ним, и перед европейскими языками. Все-таки отсутствие родов, минимальные изменения слов по падежам и числам, меньшее число используемых букв делают освоение английского более простым, чем немецкого или итальянского.

   
   

«Второе необходимое условие — активность международных контактов страны, где живут носители языка, — продолжает Атабекова. — У нас сейчас открылись группы китайского языка и в инженерной академии, и в других далеких от лингвистики подразделениях. Студенты понимают, что деловые связи между нашими странами становятся все более плотными, и хотят освоить этот язык. Хотя бы как второй или третий».

Наболтать на зарплату

Когда-то в СССР существовала фиксированная доплата за владение иностранным языком. Сейчас доходы людей с достаточной лингвистической подготовкой тоже выше, чем у тех, кто уроки иностранного языка прогуливал. Правда, для каждой отрасли возможности дополнительной монетизации свои, говорит Игнатова.

Знание английского повышает медианную зарплату работника науки и образования на 30% — до 60 тыс. рублей вместо 42 тыс. рублей. В IT — на 35% (89 и 57 тыс. рублей соответственно), в PR и маркетинге — на 32% (70 и 48 тысяч рублей). Самый большой разрыв у высших менеджеров и сотрудников службы безопасности — там у людей с хорошей лингвистической подготовкой есть преимущество в 40% зарплаты.

Наименьшие языковые требования — у руководителей спортивных клубов, фитнеса и салонов красоты. Они требуют знаний иностранного языка только у 3% нанимаемых сотрудников и практически никак не стимулируют их дополнительными деньгами.

Самая дорогая вакансия, для которой нужен английский язык, — руководитель отдела платежных и банковских систем, до 500 тысяч в месяц. Региональный менеджер, владеющий китайским, может претендовать на доход до 300 тыс. рублей в месяц.

Задавить числом

Диалект китайского языка «мандарин» — или язык чиновников — самый распространенный и в Китае, и во всем мире, свидетельствует Баксанский. На нем говорит больше миллиарда человек — английским пользуются в повседневной жизни вдвое меньше.

ВВП Китая в этом году, согласно прогнозам, вплотную приблизится к 20 трлн долларов (в 2021 году было 17,5 трлн долларов). В США аналогичные показатели 25,4 трлн долларов и 23 трлн долларов соответственно. Экономисты спорят, в каком году Китай обгонит Америку — есть версии, что в 2028 году, другие полагают, что в 2033 году, есть и более дальние оценки. Но в том, что это однажды случится, никто не сомневается. А чем больше страна производит продукции, тем обширнее ее связи с другими государствами, а значит — больше возможностей для распространения ее языка, даже такого заковыристого, как китайский.

«Не так давно русский язык тоже был международным для стран социалистического блока, — вспоминает Атабекова. — Он у нас тоже далеко не простой, но люди из самых разных стран учили его, разве что шутили, что с венгерским, наверное, было бы еще интереснее — там все-таки больше 20 падежей (лингвисты-теоретики до сих пор не могут договориться об их точном количестве). Сложность русского языка не помешала ему сыграть свою роль средства международного общения, до сих пор наш язык — один из рабочих для международных организаций. Поэтому распространению китайского его особенности не помешают».

Доходы на словах

Использование национального языка в качестве международного очень выгодно для страны, считает руководитель школы иностранных языков НИУ ВШЭ Екатерина Колесникова. Носители языка сразу получают преимущество на глобальном рынке труда. Им без перевода доступно много информации, они могут на родном языке смотреть документы международных организаций.

«Большое преимущество получает система образования, — добавляет Атабекова. — В университеты стран, говорящих на мировых языках, приезжают учиться иностранные студенты. На этих языках пишут научные работы».

В творческих специальностях у тех, кто может работать на одном из международных языков, тоже есть огромное преимущество. Как минимум, они без перевода будут понятны большей аудитории, чем их не менее одаренные и способные коллеги, создающие на редком языке, которым владеет очень ограниченное число потенциальных поклонников.

Сейчас такую роль в мире играет английский. Более востребованными становятся арабский и китайский. Восстанавливает свои позиции и русский. Эксперты считают, что это — последствия геополитики. География международного бизнеса меняется, перестраиваются деловые связи. Компании ищут партнеров в новых для себя странах. А вести дела проще с человеком, если ты говоришь с ним на одном языке. Кроме того, это сильно упрощает взаимопонимание, считает Атабекова. Ни один перевод не поможет понять то, как мыслит человек. Если же немного знать язык его страны, взаимодействовать будет проще.

В результате, чтобы комфортно чувствовать себя на рынке труда и уверенно — в жизни, надо знать как минимум два языка, считает эксперт. Набор может быть такой: или два европейских, или один европейский, а другой — азиатский. Универсальным средством международной коммуникации остается английский. Для успеха в мире он по-прежнему необходим. Но уже недостаточен. Для полноценного преуспевания надо выучить еще хотя бы китайский.

Какие языки нужны для работы

Язык
Число вакансий
Изменение
2021 год
2022 год
английский
379,183
364, 409
-4%
немецкий
14,320
9,654
-33%
китайский
6, 051
9, 363
+55%
французский
7, 066
5, 395
-24%
испанский
6, 732
4,932
-27%
итальянский
3,198
1,791
-44%
португальский
1, 398
1,042
-25%

Источник: hh.ru