Выпускники взялись за ум. Столичные школьники показали рекордные результаты

Сергей Пятаков / РИА Новости

Этот год для Москвы получился особенным, его уже успели окрестить, процитировав мэра, «прорывной историей». 

   
   

Как учился, так и отличился

«Думаю, ни для кого не секрет, что тема ЕГЭ - крайне волнительная и спорная, - рассуждает директор школы № 1637 Наталья Зуева. - Мнения, как водится, разные. Одни на чём свет стоит ругают единый государственный экзамен, другие же, наоборот, растекаются в благодарностях. Но я бы хотела обратиться к языку сухих цифр.

Что же мы имеем? Неплохую положительную тенденцию: столичные выпускники взялись-таки за ум! Если сравнивать с 2016 годом, то количество высоких результатов экзаменов (от 81 до 100 баллов) выросло с 38,1 тыс. до 39,2 тыс.! Увеличилось и число отличников - выпускников, набравших по итогам сдачи трёх предметов ЕГЭ более 220 баллов. По сравнению с 2010 г. - в 2,4 раза. Звучит? Звучит! Что же до общеобразовательных учебных учреждений, то 90% школ Москвы смогли выучить выпуск­ников-стобалльников. Так, 592 школы города (94% от общего числа) подготовили хотя бы одного выпускника, сдавшего хотя бы один экзамен на 91-100 баллов. И наша школа 1637 есть в этом списке с внушительным результатом.

5 тысяч выпускников Москвы отмечены медалью «За особые успехи в обучении». Эта награда уже несколько лет достаётся самым умным выпускникам столицы. Кроме победителей и призёров Всероссийской олимпиады школьников, её также получают ребята, набравшие 100 баллов по одному предмету ЕГЭ. Многое зависит от преподавателей, самих учеников и, конечно же, родителей. И в этом году, видимо, все три составляющие сработали так, как надо».

Тупиковых школ больше нет!

Большинство экспертов сошлись во мнении, что выпускные результаты этого года - не чудо, не следствие «натаскивания» одиннадцатиклассников, а результат ощутимого повышения качества московского школьного образования в целом. Откуда такой вывод? В 2017-м «прорвались» практически по всем предметам не только столичные выпускники, но и девятиклассники, сдававшие ГИА-9. Выросло и количество школьников, получивших оценки 4 и 5 по четырём предметам, и число отличных результатов по физике, химии, географии, истории, литературе, иностранному языку. На экзаменах по обязательным учебным предметам пятёрки по русскому языку получили 37% выпускников, по математике - 25%. То есть изменения официально подтверждены несколькими возрастными категориями. 

По словам руководителя Департамента образования Москвы Исаака Калины, достойных результатов удалось достичь, во-первых, за счёт аттестации педагогов, основанной на динамике результатов обучающихся, во-вторых, благодаря независимой от школ системе контроля качества образования (имеются в виду предметные, метапредметные, предпрофессиональные диагностики в 4-х и 11-х классах. - Ред.), а также диагностике для учителей в формате ЕГЭ (она организована Москов­ским центром качества образования в 2015 г., её прошли 40 тыс. участ­ников. - Ред.). И. Калина подчеркнул, что школ, в которых невозможно получить высококачественное образование, практически не осталось. А причина высоких результатов по математике, информатике и физике - открытие инженерных и курчатовских классов, «Субботы московского школьника» в технических вузах и проект «Профессиональная среда».     
   

Слабые потянулись за сильными

«Итоги этого года, которыми можно и нужно гордиться, - результат изменений, произошедших в системе образования Москвы за последние 3 года, - считает Ирина Патрикеева, директор Государственной столичной гимназии. - Перенастроились кадры - и структурно, и эмоционально. Произошли колоссальные перестроения организации процесса обучения. В нашем комплексе, например, 11 зданий, из них 5 школьных: 2 - начальной школы, 2 - средней и ещё в одном - старшеклассники. Благодаря такому разделению учителя имеют возможность более глубокой специализации в своём «возрастном отсеке» и заметного роста, который сказывается на успехах учеников. Педагогов мотивировали взаимосвязью между количеством учеников, качеством их преподавания и зарплатой. «Инженерный класс», «Академический класс», «Кадетский класс», «Университетские субботы» - это всё мотивирует ребят учиться. Ещё одно волшебное средство по «увеличению старательности» - взаимодействие с колледжами. Мы с сентября 2016 г., например, запустили с тремя колледжами проект «Профессиональное обучение без границ» - и теперь ребята до 18 лет, без отрыва от учёбы, могут овладеть специальностями «оператор ЭВМ», «повар» или «декоратор». Многие, поверив в себя, и учиться начинают гораздо лучше. Ну и очень важный момент - к «передовым» школам присоединили самые трудные в районах, как это было в нашем случае. Дети подтянулись, у них глаза загорелись. Результаты резко вверх пошли - и на экзаменах, и на предметных олимпиадах. И лично наше ноу-хау в повышении успеваемости - это критериальное оценивание. Мы не ставим только двойки и пятёрки, у нас многогранная и гибкая система оценок. Если ребёнок сделал 20 ошибок в диктанте, полгода старался, а потом сделал 10 - он не будет у нас снова двоечником, мы отметим его успех и трудолюбие. Поверьте, к 11-му классу при таком бережном подходе он и отличником может стать!»

Тренировка освобождает от страха

«Для успешной сдачи ЕГЭ очень важны психологический настрой и спокойная обстановка на экзамене, - добавляет доцент кафедры детской и подростковой психиатрии Российской медицинской ассоциации Николай Захаров. - Если школьники спокойно сдали экзамены, значит, они были свободны от страха». Как подтвердили общественные наблюдатели, следившие за ходом ЕГЭ (а их в этом году в Москве присутствовало 7 тыс.), атмо­сфера была деловая и дружелюбная, ни одного нарушения или нестандартного эпизода зафиксировано не было. Важно, что учли интересы школьников с ограниченными возможностями здоровья: организовали приёмы экзаменов на дому или в лечебных учреждениях. Кроме того, ребята подошли к сдаче психологически «закалёнными», так как писали многочисленные тренировочные работы, пробовали свои силы с помощью бесплатного сервиса «Мои достижения», следовали советам, собранным участниками конкурса «ЕГЭ на 100». Ребята уже не критикуют ЕГЭ в Интернете, а представляют в виде квеста (игры с по­этапным выполнением заданий) и советуют друг другу, как его «одолеть». Очень популярен такой интернет-совет от москвички Натальи Чистяковой, гордящейся тем, что не потратила на подготовку к ЕГЭ ни копейки: «Занимайтесь максимально на уроках и дополнительных занятиях, решайте задачи дома. Мне повезло с классным руководителем. Будучи сильным учителем математики, она искренне переживала за своих подопечных и очень интенсивно готовила нас к экзамену. Трудитесь побольше и держитесь! Всё в ваших руках!»  

Смотрите также: