Вернуть любознательность. Чему научат в «Школе фармацевтов»

© / sirtravelalot / Shutterstock.com

От Немана до Амура

Амурская область, Республика Крым, Калининградская область, Ярославль, Москва, Челябинск… Фармацевтическая олимпиада – совместный проект Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии и научно-производственного комплекса «Цитомед» – в 2016–2017 учебном году проходит только второй раз. Но уже сейчас география «Школы фармацевтов» вдвое шире, чем на старте. Во второй отборочный тур прошли более 700 старшеклассников из 53 регионов России. Многие из них – ученики сельских школ: от Пермского края до Алтайского.

   
   

Третий тур – очный, с заданиями не только на бумаге, но и в настоящей химической лаборатории – состоится в Санкт-Петербургской химфармакадемии в конце мая. Его участники получат ещё одну интересную возможность прикоснуться к профессии: побывать в цехах современного фармпредприятия, понять, как делается таблетка…

«Школа» для школы

«Даже если ученик не добьётся высокого результата, мероприятие стимулирует познавательный интерес к химии и биологии. А это очень важно в свете сокращения количества часов по этим предметам в школьной программе», – замечает учитель лицея № 21 города Артёмовский Свердловской области Андрей Шабуров.

«Огромное спасибо за ваш проект и возможность участия детей из глубинки! Это хороший шанс проверить свои знания, расширить кругозор в смежных с химией областях. Есть возможность для проведения корректировки в работе учителя-предметника и ученика. Задания увлекательные и сложные, наглядный материал качественный. Наша школа с удовольствием будет сотрудничать с вами и в дальнейшем», – обращается к организаторам олимпиады учитель Малиновской средней школы села Усть-Кивда Амурской области Ирина Звягинцева.

А как же выпускники?

Учитель средней школы № 1 города Заводоуковск из Тюменской области Елена Золотавина передаёт «Российской школе фармацевтов» просьбу своих учеников: разрешить принимать в конкурсе полноценное участие не только десятым, но и девятым, и одиннадцатым классам.

   
   

Олимпиадные задачи и вопросы викторины «Кто хочет стать фармацевтом?» с интересом решают даже восьмиклассники! Но… главный приз – обучение в СПХФА – разыгрывается только среди тех ребят, которые перейдут в выпускной класс этой осенью.

Кстати, этой же осенью станут студентами Санкт-Петербургской химфармакадемии первые победители «Школы фармацевтов», если они по-прежнему будут мечтать о фармации как о своей профессии. Но как быть ребятам, принявшим твёрдое решение стать специалистами фармотрасли всего за год до выпускного?

С просьбой разрешить выпускникам участие в фармацевтической олимпиаде обратилась не только Тюменская область, но и Новгородская, и ещё ряд регионов нашей страны. Участники олимпиады просят расширить и географию: учителя, ставшие первыми в своих городах и посёлках, пишут организаторам – на будущий год очень хотят присоединиться и коллеги.

Задания по химии, биологии и математике решают старшеклассники, ребята помладше и… сами педагоги. В том числе преподаватели предметов, далёких от естественных наук. Классные руководители, всю жизнь обучавшие детей истории и литературе, радуются любо­знательности своих учеников. И присоединяются к ним, чтобы поддержать и направить.

Проект фармацевтической олимпиады когда-то родился в споре ректора СПХФА Игоря Наркевича с гендиректором НПК «Цитомед» Александром Хромовым. Академия была уверена в полезности Единого госэкзамена как способа проверки знаний, фармпроизводство было убеждено, что поколение ЕГЭ проигрывает поколениям предыдущим.

«Школа фармацевтов» альтернативой ЕГЭ пока не стала. Её победители будут получать дополнительную стипендию НПК «Цитомед», если успешно сдадут тот самый экзамен. Если же баллов не хватит, фармпредприятие оплатит обучение будущих специалистов. Но где трудиться после, выпускники СПХФА решат сами. Обязанности прийти на работу в строго определённую компанию у стипендиатов конкурса не было и нет. Такие положения отсутствуют в документах олимпиады специально – организаторы уверены, что чем больше придёт в отрасль умных, «горящих» специалистов, тем лучше. И не важно, на каком именно предприятии они найдут применение своим талантам – в итоге выиграют все.

Совсем не шаблонный вопрос

В любых соревнованиях побеждают единицы. Что такое три студента ежегодно? Капля в море. И для старейшего фармацевтического вуза страны, который вот-вот отметит своё столетие, и для мощнейшей отрасли – фармации.

Однако «Российская школа фармацевтов» подтолкнула к решению проблемы, с которой сталкиваются 98% выпускников. Игорь Наркевич и Александр Хромов оказались единодушны в одном: крайне важно сохранить у старшеклассника и студента, а впоследствии молодого специалиста интерес к жизни и профессии и развить у него способность выстраивать свой путь не только на рабочем месте.

Почему сохранить, а не создать или сформировать? Творческим мышлением, умением искать и находить множество способов решения одной задачи обладают 87% детей младше четырёх лет. И всего 13% первоклашек. Среди юношей и девушек, которые вот-вот получат аттестат зрелости, доля сохранивших так называемое дивергентное мышление (ту самую способность найти множество решений для одного вопроса) ещё меньше – 2%. Проще говоря, лишь двое из ста выпускников не потеряли интерес к окружающему миру и пока ещё могут мыслить не по шаблону. А ведь ребятам предстоит ответить на совсем не шаблонный вопрос: кем быть во взрослой жизни?

Вернуть школьникам нестандартное мышление и помочь определиться с выбором будущей профессии – вот одна из целей фармацевтической олимпиады.

«Мы составили задания так, что нужно иметь не только некоторый уровень знаний по дисциплинам, но и уметь разглядеть «изюминку» в этих вопросах», – замечает первый проректор, проректор по учебной работе СПХФА Евгения Кириллова. И обращается к юным участникам конкурса с пожеланием победить… прежде всего себя.

Мечтать, трудиться, достигать

Генеральный директор «Цитомеда» надеется, что его инициативу со временем поддержат и другие фармацевтические производители: «Наш проект направлен на то, чтобы раскачать, нацелить и привести в стены академии самых талантливых людей, которые в дальнейшем смогут стать высококлассными специалистами. Будущим российским фармацевтам важно не только освоить стандартную учебную программу. Не менее полезно, не менее нужно им расширять горизонт своих знаний, упорно трудиться и достигать поставленных целей, уметь мечтать и оригинально мыслить… И сохранить искренний интерес к работе по специальности».

«Основное достоинство выпускника-провизора – знание сферы обращения лекарств с разных сторон, основанное на сочетании медико-биологической, химико-технологической и экономической подготовки. Это позволяет ему встраиваться в различные сегменты сферы обращения – от разработки до ретейла, – поясняет Игорь Наркевич. – А вот основной недостаток – стремление следовать заданным (предписанным) правилам без критического их осмысления. Это достоинство в условиях стабильной системы знаний, но серьёзный минус в условиях стремительно развивающихся отраслей с быстрой сменой технологий».

Старшеклассники и их преподаватели видят в «Российской школе фармацевтов» всё больше возможностей. Однако проект помогает не только будущим кадрам, но и самой отрасли, которая его по большому счёту не замечает: олимпиаду поддержал лишь один фармпроизводитель. Лекарственную промышленность «Школа» стимулирует развиваться как несырьевую и наукоёмкую. А ведь ещё год назад конкурс был всего лишь экспериментом.

Юный фармспециалист в сравнении с многотысячной фармой – капля в море. Но как часть системы он постепенно заставляет её меняться. Сегодня несколько школьников вновь стали смотреть на мир с интересом – а завтра несколько учёных совершат научные открытия.