Варвара на наши головы. Школьники получают знания в виртуальной реальности

© / LightField Studios / Shutterstock.com

В новом учебном году некоторые школьники смогут совместить полезное с приятным. Во время уроков английского языка в школах будут применять шлемы для погружения в виртуальную реальность.

   
   

Благодаря национальному проекту «Образование» российские школы оснащают современными ноутбуками, 3D-принтерами, робототехникой, шлемами виртуальной реальности. А российские компании помогают разрабатывать программное обеспечение для имеющейся в школах современной техники. Так, российский центр НТИ, созданный на базе Дальневосточного федерального университета, разработал на запатентованной платформе компании-партнёра VR Supersonic, тренажёр VARVARA для интерактивного изучения английского языка в школах. Апробация приложения в образовательных организациях планируется в период с октября 2020 — декабрь 2021.

VARVARA — уникальный тренажёр, предлагающий инновационный подход к языковой практике во время школьного занятия. Достаточно надеть специальный шлем и погрузиться в виртуальную реальность, где можно практиковать иностранный язык, при этом оставаясь за партой в школе или у себя дома. Можно побыть в роли постояльца отеля или посетителя современного ресторана, совершенствуя свои языковые навыки в процессе общения.

Одно из главных преимуществ такого типа обучения — это эффект присутствия. Зачастую тот, кто был успешен в изучении лексики и грамматики языка, нередко теряется в разговоре с носителем. Разработчики предполагают, что VR-моделирование ситуации могут способствовать преодолению языкового барьера и приобретению коммуникативных навыков. Приложение разработано как инструмент для работы в классе, но может быть использовано и в дистанционном режиме. Ещё одно важное достоинство — это подробная систематизация данных в процессе симуляции реальности. Приложение дает структурированную обратную связь ученикам, обозначая грамматические и лексические ошибки, произношение, визуальный контакт, скорость речи. Учителю, в свою очередь, доступна детальная аналитика по результатам обучения каждого ученика, с тем чтобы можно было повторить темы, вызывающие сложности.

Методика приложения основывается на принципах коммуникативности и ситуативности, т.е учащийся приобретает разнообразные возможности для практики устной речи, и эта практика реализовывается в наиболее близких к реальной коммуникативной ситуации условиях. Акцент также делается на ролевые, социально-статусные, деятельностные и нравственные отношения говорящих.

«Приложение уже готово, осталось только завершить написание методических материалов для ученика и учителя, а также подготовить промо-материалы. Как раз к старту Программы всероссийской апробации VR-контента мы будем готовы показать конечному пользователю результаты наших трудов. Главной сложностью в процессе разработки было соблюдение баланса между педагогической ценностью и игровой составляющей. Пока мы отдали приоритет образовательному компоненту, но в процессе развития проекта планируем сделать нашу Варвару еще более увлекательной и интересной» — отметила Юлия Хукаленко, к.ф.н., руководитель образовательного направления Центра НТИ ДВФУ.

Новые технологии позволяют вывести преподавание языков на новый уровень: через игровой формат и вовлечение в ситуацию, ученики осваивают даже самые сложные темы в несколько раз быстрее и получают ценный опыт восприятия на слух практики разговорной речи в игровой форме.

   
   

Ключевая цель национального проекта «Образование» — предоставление равного доступа к качественному образованию на территории всей страны. Цифровая образовательная среда, предусмотренная нацпроектом, позволяет существенно расширить доступ учащихся к качественным программам обучения, при этом данные решения не подразумевают ухода от традиционных занятий в школах. Цифровая образовательная среда — элемент всех развитых мировых систем образования, включающий высокоскоростной интернет в школах, обеспечение образовательных организаций соответствующей техникой, а также широкий набор сервисов, расширяющих интерактивность процесса обучения, но не подменяющих собой живое общение с педагогом на уроках.